Отец Василий родился 22 февраля 1878 года и вырос в бедной крестьянской семье, проживавшей в Вологодской губернии. В 1901 году окончил семинарию и был назначен священником при Погосте Тотемского уезда. В 1909 году он вместе с семьей был сослан в станицу Пресногорьковскую под надзор полиции.
Жена священника, Анна Христофоровна, была заведующей казачьим училищем. В 1923 году ее арестовали по доносу – в учительской была обнаружена газета с ее пометками, в которой говорилось, что все отобранное у народа зерно не вывезено и горит в вагонах. «Мать посадили, каждое утро ее водили в контору, где она выполняла бухгалтерскую работу, а вечером возвращали в тюрьму. Хлопотал за нее и способствовал ее освобождению И.М.Туровский»- вспоминал Сергей Преображенский. Умерла она в 1947 году в Свердловске.
Дети Преображенских: Александр и Екатерина (умерли в раннем возрасте в 20-х годах, похоронены в Пресногорьковке, рядом с отцом), Людмила (┼ в 1946 г. в Кемерово), Николай (1910 – 1943 гг.), Владимир (1917 – 1981 гг.), военврач, Сергей (1904 – 1990 гг.).
В Пресногорьковке Преображенских очень уважали – еще в конце 90-х старожилы вспоминали Анну Христофоровну как очень строгую и справедливую учительницу.
«Омские епархиальные ведомости» в феврале 1917 года поместили заметку под названием «Пастырь добрый». В ней обыватель писал: «Из ст. Пресногорьковской переведен в Ново – Омск священник о. Василий Преображенский. За свою семилетнюю службу в станице он зарекомендовал себя как истинный пастырь народа и как общественный деятель. Он был инициатором и учредителем Богородице-Казанского братства, которое снабжает станицу учебными пособиями и преследует благотворительные цели. В 1916 году оно кормило бедных. В нынешнюю войну оказывает посильную поддержку солдаткам. До открытия здесь высшего начального училища Братство имело школу, которая подготовила учеников в высшее начальное училище, и все ученики 4 класса являются воспитанниками братства. Братство не оставляет своих выучеников и сейчас, давая им стипендии: например в Курганской гимназии есть братская стипендиатка (Меринова Т.Д. – прим.С.В). Преображенским было открыто кредитное товарищество, которое имеет паровую мельницу и наличный капитал. Им же учреждены: общество потребителей, которое имеет магазин и с/х общество, целью которого является снабжение населения с/х машинами на прокат, с/х общество имеет показательное поле. Св. Преображенский во всех этих учреждениях принимал деятельное участие и состоял председателем.. Узнав о переводе своего пастыря, прихожане поднесли ему письменный прибор с надписью: «священнику о. Василию Преображенскому от благодарных Пресногорьковичей». Общество потребителей, в благодарность за плодотворную деятельность вручило ему 100 рублей на проезд. Рождественские праздники о. Василий провел со своими прихожанами. 15 января им была отслужена последняя литургия. Почти вся станица собралась в храме. Трогательно было прощание пастыря с пасомыми. Плакал священник, плакали и прихожане. После обедни священник уезжал. Масса народа провожала его. Многие поехали провожать версты за две, а о. дьякон, учащие высшего начального училища и следователь поехали провожать за 18 верст до ближайшего поселка. Станица лишилась главного импульса культурной и общественной жизни. Венцом его деятельности было открытие и постройка высшего начального училища. Если бы не о. Василий, долго бы здесь не было училища, а, будучи открытым, оно ютилось бы по квартирам. Благодаря его стараниям оно имеет теперь собственное просторное светлое двухэтажное здание (сгорело в 1959 г. – прим.С.В.)». Автор не случайно привел пространную выдержку, сохраняя стиль. Трудно поверить, но через четыре года после проводов священник будет расстрелян этими же людьми и забыт на десятки лет. Слова епископа Андроника о судьбе храма оказались пророческими – будучи на Рождественской службе через 95 лет после последнего служения о.Василия, в 2012 году, автор увидел в храме лишь два десятка старушек. Жители Пресногорьковки тянулись к бару в поисках развлечений.
В 1922 году имущество, ценные вещи храма, были описаны комиссией во главе с Ф.Н.Церахто. В описи от 24 мая 1923 года значатся: церковь каменная с оградой, занесенной железной решеткой на каменном фундаменте, колоколов 7 (вес: первого 125 пудов 29фунтов, второго – 70 пудов, третьего – 25 пудов, четвертого -20 пудов, пятого – 7 пудов, шестого -5 пудов, седьмого – 1 пуд). Среди утвари упоминаются почему-то не экспроприированные комсомольцами два серебряных сосуда и два креста, а также 13 больших икон и 40 маленьких «разного вида деревянных». Некогда богатейшая церковь была разграблена вчистую, отобраны даже испорченные часы. Долгое время ходили слухи, что церковные ценности были спрятаны в потайной подвальной комнате, где их до сего дня не нашли. Но их не нашли и строители, вскрывавшие пол во время реставрации в 2005 году.
В 1935 году храм был закрыт по решению схода селян и превращен в склад для хранения зерна.
В 1921 году священник Василий Преображенский и церковный староста Петр Лученинов были расстреляны как участники Западно-Ишимского восстания, с формулировкой «за участие в шпионаже и грабеже». Отец Василий принял мученическую смерть. Каратели привязали его цепями и дубу, росшему рядом с почтовым трактом у леса Маяк и долго пытали, после чего расстреляли.Александра Руфовна Виниченко, жительница села Макарьевка, вспоминала в середине 80-х годов, что в период Западно-Ишимского мятежа священники и псаломшики окрестных церквей в Байдарской, Пресногорьковской, Саломатинской волостях подверглись гонениям со стороны большевиков. По ее мнению, о.Василий был расстрелян в Пресногорьковке «просто потому, что был священником», а вовсе не оттого, что был как-то связан с повстанцами.
В сентябре 1977 года автору книги пришлось копать могильную яму в юго-восточном углу кладбища, самом дальнем от входа на погост. На метровой глубине лом провалился в пустоту, из которой был извлечен большой человеческий череп. Копачи продолжали работу и обнаружили рядом детские останки. Остатков гроба не нашли. По словам подошедших стариков, это был прах расстрелянного весной 1921 года священника Василия Преображенского и его дочери Екатерины, умершей в возрасте восьми лет в том же году. По воспоминаниям С.В.Преображенского, она была похоронена рядом с братом — близнецом Александром вскоре после возвращения из отступления на восток с белыми в январе 1920 года. Скорее всего, батюшка после расстрела был похоронен женой рядом с умершими ранее детьми. Это значит, что мы не потревожили прах третьего. Захоронения постепенно заросли травой, холмики сравнялись с землей, и через шесть десятков лет бригада копателей выбрала уже ровное место для нового погребения. Сейчас на месте найденных останков находится захоронение Токаревой. Фотографию расстрелянного я увидел лишь спустя тридцать лет в журнале «Урал». Сергей Преображенский побывал в Пресногорьковке в 1973 году и видел человека, расстрелявшего его отца. Фамилию его Сергей Васильевич так никому и не сказал. Мне по косвенным показаниям удалось узнать имя палача, но по этическим соображениям обнародовать его не буду. Тело убитого псаломщика Петра Васильевича Лученинова было выкрадено у расстрельной команды женой Любавой Андреевной и тайно захоронено. О месте погребения не рассказывали даже внукам, боясь преследований. После расстрела семья была выслана в Челябинскую область, там остался сын Филипп. Любава вернулась в станицу, где умерли сын Николай и дочь Агния (от брюшного тифа). Младшая дочь, Анна Петровна, скончалась в Пресногорьковке в 1993 году. По-видимому, и захоронение о. Василия оставалось под запретом, о чем свидетельствует тот факт, что он был захоронен без гроба на небольшой глубине, даже холмика не осталось, не говоря уже о кресте.
Из книги Сергея Виниченко «Исход»,-Курган. 2012
(370)