Закончить тестирование
0 из 23 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
Информация
Правила:
1) Тесты являются обучающими, под каждым кратким ответом находится развёрнутый ответ или ссылка для самостоятельного изучения темы.
2) Выбирайте наиболее полный ответ на вопрос в случае, если указаны несколько правильных ответов.
3) В конце теста можно увидеть ваш результат и вопросы, ответы на которые были не верны.
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Викторина загружается ...
Вы должны войти в систему или зарегистрироваться, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Правильных ответов: 0 из 23
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
Категории
- Без рубрики 0%
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- С ответом
- С отметкой о просмотре
-
Задание 1 из 23
1. Вопрос:
На какие разряды подразделяются члены Церкви?
НеправильноКомментарий: Все члены Церкви разделены на два основных разряда. Первый разряд составляют призванные Святым Духом чрез поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать Таинства, заботиться о внешнем устройстве храма. Это клирики. Второй разряд составляют миряне, которые тоже являются участниками церковной жизни. Они участвуют и в учительстве церковном, но лишь по благословению священнослужителей, и как правило, вне храма, и в богослужении — своими молитвами, и в церковном управлении.
Помимо клира и мирян — состояний, возникших одновременно с началом бытия самой Церкви, исторически в ней сложилось еще одно особое состояние — монашествующие. Причем нельзя представлять Церковь состоящей как бы из трех сословий: клириков, мирян и монахов. Выделение монашества в составе Церкви основано на ином принципе, чем разделение всех членов Церкви на два основных состояния: мирян и клириков.
Монашествующие выделяются не служением, а особым образом жизни, который вытекает из даваемых ими обетов: целомудрия, нестяжания и послушания. Греческая терминология лучше, чем та, которая принята в русском языке, позволяет различать основания для деления церковного народа. Одно — по отношению к служению: «κληρικος» (клирик) и «λαικος» (мирянин), а другое — по отношению к образу жизни; «μοναχος» (монах) и «κοςμικος» (мирской).Материалы для изучения: Состав и устройство Церкви
-
Задание 2 из 23
2. Вопрос:
Монашество по своему замыслу является подражанием:
ПравильноКомментарий: Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество — стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой — Сам Бог.
епископ Иларион (Алфеев)Монашество есть образ терпения, смирения и послушания, отсечения своей воли, воздержания и целомудрия, чистоты и святости. И, в общем, монашество есть подражание Христу, Который послушлив быв, смирил Себя даже до смерти, смерти же крестной. Всякий идущий в монашество обрекает себя на скорби и страдания, за которыми следует радость во Христе.
иеродиакон Никон (Горохов)Церковь в целом, в своих разнообразных призваниях, харизмах и служениях являет полноту Тела Христова и разные аспекты жизни Христа. Например, священнослужитель являет Христа как священника, христианский брак выражает любовь, которую Иисус чувствует к Своей Церкви. Жизнь монаха являет образ жизни Иисуса в Его историческом существовании.Материалы для изучения: Диалоги. О монашестве. Протоиерей Валентин Свенцицкий
НеправильноКомментарий: Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество — стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой — Сам Бог.
епископ Иларион (Алфеев)Монашество есть образ терпения, смирения и послушания, отсечения своей воли, воздержания и целомудрия, чистоты и святости. И, в общем, монашество есть подражание Христу, Который послушлив быв, смирил Себя даже до смерти, смерти же крестной. Всякий идущий в монашество обрекает себя на скорби и страдания, за которыми следует радость во Христе.
иеродиакон Никон (Горохов)Церковь в целом, в своих разнообразных призваниях, харизмах и служениях являет полноту Тела Христова и разные аспекты жизни Христа. Например, священнослужитель являет Христа как священника, христианский брак выражает любовь, которую Иисус чувствует к Своей Церкви. Жизнь монаха являет образ жизни Иисуса в Его историческом существовании.Материалы для изучения: Диалоги. О монашестве. Протоиерей Валентин Свенцицкий
-
Задание 3 из 23
3. Вопрос:
Кто считается основателем христианского монашества как церковного института?
ПравильноКомментарий: Антоний Великий родился в Египте около 250 года… Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Входит в храм и слышит евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19:21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему…
Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим»…
из жития преподобного Антония ВеликогоМатериалы для изучения: Основание монашества
НеправильноКомментарий: Антоний Великий родился в Египте около 250 года… Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Входит в храм и слышит евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19:21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему…
Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим»…
из жития преподобного Антония ВеликогоМатериалы для изучения: Основание монашества
-
Задание 4 из 23
4. Вопрос:
Какие обеты принимает на себя монах?
ПравильноКомментарий: Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают нестяжание, безбрачие и послушание.
Материалы для изучения: Монашество
НеправильноКомментарий: Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают нестяжание, безбрачие и послушание.
Материалы для изучения: Монашество
-
Задание 5 из 23
5. Вопрос:
Что означает наименование «ставропигиальный монастырь»?
ПравильноКомментарий: Ставропигиальный (греч. «крестоутвержденный») монастырь – монастырь, подчиняющийся непосредственно Патриарху.
Материалы для изучения: Ставропигиальный монастырь
НеправильноКомментарий: Ставропигиальный (греч. «крестоутвержденный») монастырь – монастырь, подчиняющийся непосредственно Патриарху.
Материалы для изучения: Ставропигиальный монастырь
-
Задание 6 из 23
6. Вопрос:
Согласно преданию, запрет на посещение женщинами монашеской республики Афон исходил от:
ПравильноКомментарий: Святая гора считается земным уделом Божией Матери — предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона.
В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества).
Сохранение запрета было одним выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт. До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении — вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями.
Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго — не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).Материалы для изучения: Посещение женщинами Афона
НеправильноКомментарий: Святая гора считается земным уделом Божией Матери — предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона.
В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества).
Сохранение запрета было одним выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт. До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении — вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями.
Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго — не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).Материалы для изучения: Посещение женщинами Афона
-
Задание 7 из 23
7. Вопрос:
Каково основное призвание монаха?
-
Задание 8 из 23
8. Вопрос:
Какая ступень монашества высшая?
-
Задание 9 из 23
9. Вопрос:
Как традиционно обращаются к монаху — не священнику?
ПравильноКомментарий: Тем не менее, нужно помнить, что «отец» – это титул священника (клирика)! А монашество (без рукоположения) – просто образ жизни. Монах, не имеющий сана, обладает ровно такими же правами по отношению к богослужению, как и женатый (и холостой) прихожанин.
Правильно было бы называть «брат» — вне зависимости от того, рясофорный монах или мантийный. Существующая традиция объясняется уважением простого народа к монашескому подвигу, к почитанию монашества как всецелого посвящения своей жизни Богу.Материалы для изучения: Что надо знать о православном церковном этикете
НеправильноКомментарий: Тем не менее, нужно помнить, что «отец» – это титул священника (клирика)! А монашество (без рукоположения) – просто образ жизни. Монах, не имеющий сана, обладает ровно такими же правами по отношению к богослужению, как и женатый (и холостой) прихожанин.
Правильно было бы называть «брат» — вне зависимости от того, рясофорный монах или мантийный. Существующая традиция объясняется уважением простого народа к монашескому подвигу, к почитанию монашества как всецелого посвящения своей жизни Богу.Материалы для изучения: Что надо знать о православном церковном этикете
-
Задание 10 из 23
10. Вопрос:
Какая форма монашества — наилучшая для новоначального инока?
ПравильноКомментарий: Юным инокам, не стяжавшим достаточнаго познания духов из невидимой брани с ними в помыслах и ощущениях, опытные наставники монашества воспрещали усиленный подвиг поста, бдения, затвора, при каковых подвигах духи скоро начинают являться чувственно, и удобно могут обмануть подвижника к его повреждению и погибели (Лествица, слово 27; преподобнаго Нила Сорскаго, слово 11; Пролог, января в 9 день, о монахе, прельщенном бесами; житие преподобнаго Никиты Печерскаго, Четьи-Минеи, 31 января).
Материалы для изучения: Правила наружного поведения для новоначальных иноков
НеправильноКомментарий: Юным инокам, не стяжавшим достаточнаго познания духов из невидимой брани с ними в помыслах и ощущениях, опытные наставники монашества воспрещали усиленный подвиг поста, бдения, затвора, при каковых подвигах духи скоро начинают являться чувственно, и удобно могут обмануть подвижника к его повреждению и погибели (Лествица, слово 27; преподобнаго Нила Сорскаго, слово 11; Пролог, января в 9 день, о монахе, прельщенном бесами; житие преподобнаго Никиты Печерскаго, Четьи-Минеи, 31 января).
Материалы для изучения: Правила наружного поведения для новоначальных иноков
-
Задание 11 из 23
11. Вопрос:
Выберите правильные мотивы ухода в монастырь:
ПравильноКомментарий: Принятие монашества невозможно без особой воли Божией, без заботы Господа, без призвания. Поэтому правильно приходить в монастырь, а не «уходить» туда только лишь от горя. Конечно, есть случаи, когда личная трагедия особым образом открывает человеку волю Божию, но и в этих случаях движущей силой является любовь. Ибо Бог есть Любовь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ IIМатериалы для изучения: Что приводит людей в монастырь?
НеправильноКомментарий: Принятие монашества невозможно без особой воли Божией, без заботы Господа, без призвания. Поэтому правильно приходить в монастырь, а не «уходить» туда только лишь от горя. Конечно, есть случаи, когда личная трагедия особым образом открывает человеку волю Божию, но и в этих случаях движущей силой является любовь. Ибо Бог есть Любовь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ IIМатериалы для изучения: Что приводит людей в монастырь?
-
Задание 12 из 23
12. Вопрос:
Может ли мирянин пользоваться атрибутом монаха — чётками?
ПравильноКомментарий: Обычно на наружное ношение чёток берут благословение у духовника и стараются не носить их напоказ.
Материалы для изучения: Чётки
НеправильноКомментарий: Обычно на наружное ношение чёток берут благословение у духовника и стараются не носить их напоказ.
Материалы для изучения: Чётки
-
Задание 13 из 23
13. Вопрос:
С чего исторически обычно возникал монастырь?
ПравильноКомментарий: Большинство самых известных монастырей в Греции, Египте, на Святой Земле и на Руси возникали таким образом — к поселившемуся в уединении иноку святой жизни (иногда даже не имевшему священного сана) стекались желающие спасаться под его руководством, и так образовывалась обитель. Так возникли, в числе многих, и Киево-Печерская, и Троице-Сергиева Лавры — первая вокруг прпп. Антония и Феодосия Печерских, а вторая — вокруг прп. Сергия Радонежского. А их ученики впоследствии, сами стяжав дар благодатного руководства, основывали свои монастыри.
Материалы для изучения: Разговор между православными христианами, мирянином и монахом.
НеправильноКомментарий: Большинство самых известных монастырей в Греции, Египте, на Святой Земле и на Руси возникали таким образом — к поселившемуся в уединении иноку святой жизни (иногда даже не имевшему священного сана) стекались желающие спасаться под его руководством, и так образовывалась обитель. Так возникли, в числе многих, и Киево-Печерская, и Троице-Сергиева Лавры — первая вокруг прпп. Антония и Феодосия Печерских, а вторая — вокруг прп. Сергия Радонежского. А их ученики впоследствии, сами стяжав дар благодатного руководства, основывали свои монастыри.
Материалы для изучения: Разговор между православными христианами, мирянином и монахом.
-
Задание 14 из 23
14. Вопрос:
Какие наименования священнослужителей относятся к монахам?
-
Задание 15 из 23
15. Вопрос:
В чём состоит главная польза обществу от того, что здоровые мужчины и женщины детородного возраста уходят в монастыри?
ПравильноКомментарий: Мирские люди считают, что монашество – это духовный эгоизм, духовная гордыня, предпочтение своего личного спасения благу других людей, отказ служить людям, приносить им пользу, творить добро. Но они просто не понимают, что есть высшее добро – добро, которое нельзя измерить как некий продукт добрых дел. Высшее, вечное, неразрушимое добро – это благодать Духа Святаго. А монашество в своей идее есть стяжание благодати. Монашество – очищение своего сердца и молитва за людей. Молитва – это невидимая, но самая мощная сила, которая оживотворяет мир.
Молитва не видима для внешнего взора, как не видимы подземные воды, питающие корни растений и цветов. Но не будь этих вод, иссякни они, и земля превратилась бы в мертвую пустыню. Монастыри и скиты, уединенные кельи монахов – это источники Божественного Света, самого большого сокровища, которое можно дать людям. Люди, не потерявшие или не притупившие религиозного чувства, ощущают особую духовную атмосферу в пространстве обителей или монашеских скитов. Они ощущают, что в этом месте даже земля и воздух духовно особенно чисты, как бы пронизаны невидимыми лучами молитвы, и переживают в своем сердце особую, глубокую радость, словно возвратились к ним их прежние детские чистота и простота.
Монах уходит от мира, однако не оставляет мир своим духовным присутствием. Он становится (я говорю, конечно, о монахе в идее, о монашестве в его идеале; в реальной жизни, как вы знаете, это сложный процесс) духовным звеном между миром и Богом. Величайший духовный подвиг – это подвиг молитвы за мир. Он намного труднее всего остального. Молиться за мир тяжелее, чем быть миссионером и проповедовать Евангелие среди племен людоедов. Под молитвою за мир подразумевается тот род подвига, когда человек оставляет личную жизнь, свои привязанности к определенным людям, отказывается от личного наслаждения и счастья и все свои силы концентрирует в одной духовной точке – молитве.
Преподобный Исаак Сирин пишет, что подвижник, достигший истинной духовной высоты, не только людям, но и всем существам сострадает, всех объемлет любовью, всему сопереживает. Душа подобного молитвенника утончается до такой степени, что начинает чувствовать боль этого мира. Один монах говорил: «Любовь расширяет духовное познание, любовь дает свободу и любовь увеличивает страдание». Молиться за весь мир – значит внутренне сострадать всему миру. Молиться за весь мир – значит чувствовать, что чужие грехи так же огорчают и ранят тебя, как твои собственные. К этой молитве подвижник не стремится искусственно. Искусственность есть наши страсти. Наносное, искусственное есть грех. Естественное в высшей степени – не в нашем падении, а в нашем первозданном состоянии – это любовь к Богу и к людям, которую человек потерял. Монах убирает преграды, стоящие между ним и Богом, и убирая их, раскрывает в себе внутренний потенциал любви, заложенный в человеке как образе и подобии Божием; пробуждает дух, который обычно у нас спит.
Монашество – это духовное служение человечеству, и некоторые люди лишь потому отрицают монашество, что видят добро только в чисто материальных его проявлениях. Но если, предположим, кто-то вдруг скажет: «Не нужно ни поэзии, ни поэтов, ни музыки, ни музыкантов, пусть возьмут в руки лопаты и копают землю». Как бы мы к этому отнеслись? Что делает музыкант? Ведь он не производит никаких продуктов, так как музыка – это только гармоничное сочетание звуков. Тем не менее, про человека, отрицающего музыку, сказали бы, что в культурном отношении он – дикарь. Не так ли? А если кто-нибудь заявит, что не нужно монашества, этого носителя духовного света, то он с еще большим основанием может быть назван духовным дикарем и религиозным невеждой. Я могу сказать, что любовь и молитва – это те связующие силы, которые держат мир. Не будет любви и молитвы – мир погибнет. И вся земля, образно говоря, превратится тогда в огромную глыбу льда, летящую в темном и мертвом пространстве.
Архимандрит Рафаил (Карелин)Материалы для изучения: О смысле жизни
НеправильноКомментарий: Мирские люди считают, что монашество – это духовный эгоизм, духовная гордыня, предпочтение своего личного спасения благу других людей, отказ служить людям, приносить им пользу, творить добро. Но они просто не понимают, что есть высшее добро – добро, которое нельзя измерить как некий продукт добрых дел. Высшее, вечное, неразрушимое добро – это благодать Духа Святаго. А монашество в своей идее есть стяжание благодати. Монашество – очищение своего сердца и молитва за людей. Молитва – это невидимая, но самая мощная сила, которая оживотворяет мир.
Молитва не видима для внешнего взора, как не видимы подземные воды, питающие корни растений и цветов. Но не будь этих вод, иссякни они, и земля превратилась бы в мертвую пустыню. Монастыри и скиты, уединенные кельи монахов – это источники Божественного Света, самого большого сокровища, которое можно дать людям. Люди, не потерявшие или не притупившие религиозного чувства, ощущают особую духовную атмосферу в пространстве обителей или монашеских скитов. Они ощущают, что в этом месте даже земля и воздух духовно особенно чисты, как бы пронизаны невидимыми лучами молитвы, и переживают в своем сердце особую, глубокую радость, словно возвратились к ним их прежние детские чистота и простота.
Монах уходит от мира, однако не оставляет мир своим духовным присутствием. Он становится (я говорю, конечно, о монахе в идее, о монашестве в его идеале; в реальной жизни, как вы знаете, это сложный процесс) духовным звеном между миром и Богом. Величайший духовный подвиг – это подвиг молитвы за мир. Он намного труднее всего остального. Молиться за мир тяжелее, чем быть миссионером и проповедовать Евангелие среди племен людоедов. Под молитвою за мир подразумевается тот род подвига, когда человек оставляет личную жизнь, свои привязанности к определенным людям, отказывается от личного наслаждения и счастья и все свои силы концентрирует в одной духовной точке – молитве.
Преподобный Исаак Сирин пишет, что подвижник, достигший истинной духовной высоты, не только людям, но и всем существам сострадает, всех объемлет любовью, всему сопереживает. Душа подобного молитвенника утончается до такой степени, что начинает чувствовать боль этого мира. Один монах говорил: «Любовь расширяет духовное познание, любовь дает свободу и любовь увеличивает страдание». Молиться за весь мир – значит внутренне сострадать всему миру. Молиться за весь мир – значит чувствовать, что чужие грехи так же огорчают и ранят тебя, как твои собственные. К этой молитве подвижник не стремится искусственно. Искусственность есть наши страсти. Наносное, искусственное есть грех. Естественное в высшей степени – не в нашем падении, а в нашем первозданном состоянии – это любовь к Богу и к людям, которую человек потерял. Монах убирает преграды, стоящие между ним и Богом, и убирая их, раскрывает в себе внутренний потенциал любви, заложенный в человеке как образе и подобии Божием; пробуждает дух, который обычно у нас спит.
Монашество – это духовное служение человечеству, и некоторые люди лишь потому отрицают монашество, что видят добро только в чисто материальных его проявлениях. Но если, предположим, кто-то вдруг скажет: «Не нужно ни поэзии, ни поэтов, ни музыки, ни музыкантов, пусть возьмут в руки лопаты и копают землю». Как бы мы к этому отнеслись? Что делает музыкант? Ведь он не производит никаких продуктов, так как музыка – это только гармоничное сочетание звуков. Тем не менее, про человека, отрицающего музыку, сказали бы, что в культурном отношении он – дикарь. Не так ли? А если кто-нибудь заявит, что не нужно монашества, этого носителя духовного света, то он с еще большим основанием может быть назван духовным дикарем и религиозным невеждой. Я могу сказать, что любовь и молитва – это те связующие силы, которые держат мир. Не будет любви и молитвы – мир погибнет. И вся земля, образно говоря, превратится тогда в огромную глыбу льда, летящую в темном и мертвом пространстве.
Архимандрит Рафаил (Карелин)Материалы для изучения: О смысле жизни
-
Задание 16 из 23
16. Вопрос:
Как именуются святые из монашествующих?
ПравильноКомментарий: Преподобный — святой, достигший христианского совершенства в подвиге монашества.
Материалы для изучения: Преподобный
НеправильноКомментарий: Преподобный — святой, достигший христианского совершенства в подвиге монашества.
Материалы для изучения: Преподобный
-
Задание 17 из 23
17. Вопрос:
Кто из перечисленных святых принял монашеский постриг?
-
Задание 18 из 23
18. Вопрос:
С кем сравнивал архимандрит Иоанн (Крестьянкин) монаха, отказавшегося от монашеской жизни?
ПравильноКомментарий: В письме к одной монахине о. Иоанн (Крестьянкин) совершенно четко и ясно говорит, что «монах, изменивший своим обетам, вменяется в самоубийцу и даже лишается христианского погребения». В своем отношении к оставлению монашеского образа святые отцы выражают полное и абсолютное единогласие.
Святитель Иоанн Златоуст сравнивает монаха, изменившего своим обетам, с воином из царского войска, который трусливо убегает с поля боя. Такое поведение называется дезертирством и подлежит наказанию. Святитель уподобляет монашество духовному браку, который заключает душа человека с Богом. И делает вывод, что если в обществе человеческом супружеская измена называется прелюбодеянием, то тем более измена Богу. И она должна наказываться строже, так как Бог гораздо выше человеков.Материалы для изучения: Вступление в монашество и выход из него
НеправильноКомментарий: В письме к одной монахине о. Иоанн (Крестьянкин) совершенно четко и ясно говорит, что «монах, изменивший своим обетам, вменяется в самоубийцу и даже лишается христианского погребения». В своем отношении к оставлению монашеского образа святые отцы выражают полное и абсолютное единогласие.
Святитель Иоанн Златоуст сравнивает монаха, изменившего своим обетам, с воином из царского войска, который трусливо убегает с поля боя. Такое поведение называется дезертирством и подлежит наказанию. Святитель уподобляет монашество духовному браку, который заключает душа человека с Богом. И делает вывод, что если в обществе человеческом супружеская измена называется прелюбодеянием, то тем более измена Богу. И она должна наказываться строже, так как Бог гораздо выше человеков.Материалы для изучения: Вступление в монашество и выход из него
-
Задание 19 из 23
19. Вопрос:
Если вы встречаете монахиню со священническим крестом на груди, то это значит:
-
Задание 20 из 23
20. Вопрос:
Может ли семейный человек уйти в монастырь?
ПравильноКомментарий: По канонам, то есть по правилам Церкви, семейный человек не может уйти в монастырь, если на то нет согласия супруги, причем, если такое согласие есть, как правило, требуют, чтобы супруга тоже принимала монашество.
Когда преподобный Серафим Вырицкий уходил в монастырь, его супруга тоже была пострижена; это было сделано по взаимному согласию, но это бывает в семьях единодушных. Можно часто видеть, что семья распадается, когда один из супругов начинает стремиться к Богу, а другой считает его фанатиком, не понимает его, и, в конце концов, бросает. Однако, есть и такие люди, которые умудряются сохранить семью, несмотря на разницу духовных интересов, и тогда более слабый в духовном отношении начинает следовать за своим более сильным духовно супругом, и они вместе идут по духовному пути, вместе растут духовно. Но еще раз хочу сказать, что без согласия супруги по правилам Церкви запрещено постригаться. Также и супруга без согласия своего супруга не может уйти в монастырь. Если у них есть дети, супруг обязан этих детей вырастить, поставить на ноги, обеспечить, дать образование.
иеромонах Сергий (Рыбко)Материалы для изучения: Не пора ли уйти в монастырь?
НеправильноКомментарий: По канонам, то есть по правилам Церкви, семейный человек не может уйти в монастырь, если на то нет согласия супруги, причем, если такое согласие есть, как правило, требуют, чтобы супруга тоже принимала монашество.
Когда преподобный Серафим Вырицкий уходил в монастырь, его супруга тоже была пострижена; это было сделано по взаимному согласию, но это бывает в семьях единодушных. Можно часто видеть, что семья распадается, когда один из супругов начинает стремиться к Богу, а другой считает его фанатиком, не понимает его, и, в конце концов, бросает. Однако, есть и такие люди, которые умудряются сохранить семью, несмотря на разницу духовных интересов, и тогда более слабый в духовном отношении начинает следовать за своим более сильным духовно супругом, и они вместе идут по духовному пути, вместе растут духовно. Но еще раз хочу сказать, что без согласия супруги по правилам Церкви запрещено постригаться. Также и супруга без согласия своего супруга не может уйти в монастырь. Если у них есть дети, супруг обязан этих детей вырастить, поставить на ноги, обеспечить, дать образование.
иеромонах Сергий (Рыбко)Материалы для изучения: Не пора ли уйти в монастырь?
-
Задание 21 из 23
21. Вопрос:
Как называется сборник повествований о подвижниках какой-либо монашеской обители?
-
Задание 22 из 23
22. Вопрос:
В Отечнике описана такая история:
«Два монаха оставили монашество…
Придя в пустыню, они просили отцов, чтобы те приняли исповедание их и покаяние. Отцы оставили их в затворе на год…
Когда окончился срок покаяния, они вышли из затвора. Один был бледен и очень печален; другой — светел и весел.
Отцы, увидев это, удивились… Они спросили того, который был изможден и печален: «Какие помышления были у тебя в затворе?» Он отвечал: «Я представлял себе адские муки, которым я должен подвергнуться за сделанное мною зло, и от ужаса «кости мои прильпнули к плоти моей» (Пс. 101:6).
Спросили они у другого: «Что ты помышлял в келлии твоей?» Он отвечал: «Посылал благодарение Богу за то, что Он извлек меня из нечистоты мира сего и из мук будущего века и призвал меня к этой ангельской жизни. Непрестанно вспоминая о Боге моем, я радовался».
Чьё покаяние оценили Отцы? -
Задание 23 из 23
23. Вопрос:
Представители высшей церковной власти (епископат) в настоящее время:
(1192)
Помимо клира и мирян — состояний, возникших одновременно с началом бытия самой Церкви, исторически в ней сложилось еще одно особое состояние — монашествующие. Причем нельзя представлять Церковь состоящей как бы из трех сословий: клириков, мирян и монахов. Выделение монашества в составе Церкви основано на ином принципе, чем разделение всех членов Церкви на два основных состояния: мирян и клириков.
Монашествующие выделяются не служением, а особым образом жизни, который вытекает из даваемых ими обетов: целомудрия, нестяжания и послушания. Греческая терминология лучше, чем та, которая принята в русском языке, позволяет различать основания для деления церковного народа. Одно — по отношению к служению: «κληρικος» (клирик) и «λαικος» (мирянин), а другое — по отношению к образу жизни; «μοναχος» (монах) и «κοςμικος» (мирской).