Закончить тестирование
0 из 36 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
Информация
Правила:
1) Тесты являются обучающими, под каждым кратким ответом находится развёрнутый ответ или ссылка для самостоятельного изучения темы.
2) Выбирайте наиболее полный ответ на вопрос в случае, если указаны несколько правильных ответов.
3) В конце теста можно увидеть ваш результат и вопросы, ответы на которые были не верны.
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Викторина загружается ...
Вы должны войти в систему или зарегистрироваться, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Правильных ответов: 0 из 36
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
Категории
- Без рубрики 0%
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- С ответом
- С отметкой о просмотре
-
Задание 1 из 36
1. Вопрос:
Главным ветхозаветным пророчеством о Марии, матери Иисуса, считаются слова пророка:
НеправильноКомментарий: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис.7:14).
Материалы для изучения: Пророчества и прообразования о Богородице
-
Задание 2 из 36
2. Вопрос:
Церковная традиция НЕ относит к ветхозаветным образам Богородицы следующий библейский сюжет:
ПравильноКомментарий: Виноградная Лоза — одно из символических именований Христа, основанное на словах Христа: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь.» (Ин. 15:1-11). Ветви лозы – это апостолы и верующие во Христа. Сама Лоза – духовное плодородие. «Лоза истинная» значит «приносящая добрый плод», т.е «Плод Духа» (Гал. 5:22) или «Плоды праведности» (Флм. 1:11). В то же время, виноград – основа для приготовления вина, которое во время литургии должно преложиться вместе с хлебом в Кровь и Плоть Господа для причащения верующих. Таким образом, в одном символе, очевидно, явлены по крайней мере два тайных смысла – Жертва и Спасение, Преображение.
Материалы для изучения: Богородица
НеправильноКомментарий: Виноградная Лоза — одно из символических именований Христа, основанное на словах Христа: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь.» (Ин. 15:1-11). Ветви лозы – это апостолы и верующие во Христа. Сама Лоза – духовное плодородие. «Лоза истинная» значит «приносящая добрый плод», т.е «Плод Духа» (Гал. 5:22) или «Плоды праведности» (Флм. 1:11). В то же время, виноград – основа для приготовления вина, которое во время литургии должно преложиться вместе с хлебом в Кровь и Плоть Господа для причащения верующих. Таким образом, в одном символе, очевидно, явлены по крайней мере два тайных смысла – Жертва и Спасение, Преображение.
Материалы для изучения: Богородица
-
Задание 3 из 36
3. Вопрос:
Какой источник наиболее полно донёс до нас житие Пресвятой Богородицы?
ПравильноКомментарий: Новый Завет о жизни Богородицы говорит кратко, лишь несколько эпизодов в нем связаны с именем Пресвятой Девы:
(Мф.1:16), (Мф.1:18-25), (Мф.2:11), (Мф.2:13-15), (Мф.2:19-23), (Мф.12:46-50), (Мф.13:55);
(Мк.3:31-35);
(Лк.1:26-56), (Лк.2:4-7), (Лк.2:16-52), (Лк.8:19-21);
(Ин.2:1-12), (Ин.19:25-27);
(Деян.1:14).Некоторые подробности жизни Богородицы известны из Церковного Предания: церковно-исторических сочинений, гомилетических памятников, гимнографического богослужебного наследия. Первоначальными источниками внебиблейских сведений о жизни Богородицы явились раннехристианские апокрифы.Материалы для изучения: Богородица и Ее имя в Евангелии и Предании
НеправильноКомментарий: Новый Завет о жизни Богородицы говорит кратко, лишь несколько эпизодов в нем связаны с именем Пресвятой Девы:
(Мф.1:16), (Мф.1:18-25), (Мф.2:11), (Мф.2:13-15), (Мф.2:19-23), (Мф.12:46-50), (Мф.13:55);
(Мк.3:31-35);
(Лк.1:26-56), (Лк.2:4-7), (Лк.2:16-52), (Лк.8:19-21);
(Ин.2:1-12), (Ин.19:25-27);
(Деян.1:14).Некоторые подробности жизни Богородицы известны из Церковного Предания: церковно-исторических сочинений, гомилетических памятников, гимнографического богослужебного наследия. Первоначальными источниками внебиблейских сведений о жизни Богородицы явились раннехристианские апокрифы.Материалы для изучения: Богородица и Ее имя в Евангелии и Предании
-
Задание 4 из 36
4. Вопрос:
На свидетельства каких ветхозаветных пророков, как правило, опирались святые отцы, обосновывая догмат о Приснодевстве Богородицы?
ПравильноКомментарий:
Любой догмат Церкви имеет в основе свидетельство Божественного Откровения. Догмат о Приснодевстве Богородицы, оспариваемый протестантами как якобы не имеющий оснований в Священном Писании, в этом смысле, — не исключение.
Самым известным пророчеством в этой связи является пророчество Исаии о рождении Девой Еммануила (Ис.7:14). Связь этого пророчества с Богородицей отражена в Евангелии от Матфея (Мф.1:22-23).
Помимо Исаии на девство Богородицы указывал Иезекииль. Правда, в отличие от предыдущего, это свидетельство представлено в символической, образной форме. Речь идёт о пересказе содержания видения пророком таинственного храма, сквозь врата которого пройдёт только Господь, но при этом врата останутся закрытыми: «врата сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез.44:2). Аллегорическому сопоставлению Богородицы с храмом нельзя удивляться, ведь храмом Святого Духа призваны быть все люди вообще (1Кор.3:16).
НеправильноКомментарий:
Любой догмат Церкви имеет в основе свидетельство Божественного Откровения. Догмат о Приснодевстве Богородицы, оспариваемый протестантами как якобы не имеющий оснований в Священном Писании, в этом смысле, — не исключение.
Самым известным пророчеством в этой связи является пророчество Исаии о рождении Девой Еммануила (Ис.7:14). Связь этого пророчества с Богородицей отражена в Евангелии от Матфея (Мф.1:22-23).
Помимо Исаии на девство Богородицы указывал Иезекииль. Правда, в отличие от предыдущего, это свидетельство представлено в символической, образной форме. Речь идёт о пересказе содержания видения пророком таинственного храма, сквозь врата которого пройдёт только Господь, но при этом врата останутся закрытыми: «врата сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез.44:2). Аллегорическому сопоставлению Богородицы с храмом нельзя удивляться, ведь храмом Святого Духа призваны быть все люди вообще (1Кор.3:16).
-
Задание 5 из 36
5. Вопрос:
Кто из перечисленных людей мог именоваться братом Иисуса Христа:
ПравильноКомментарий:
Согласно Преданию, Иосиф, муж Марии, хранитель Её девства, имел детей от предыдущего брака; они именовались братьями Спасителя.
Кроме того в Книгах Писания, применительно к разным случаям, братьями иногда назывались и близкие родственники (Быт.13:8), иногда — люди, произошедшие от одного родоначальника (Втор.15:12), иногда — все люди вообще, как потомки одних прародителей.
Свидетельство протестантов, что коль скоро Христос, согласно Евангелию, имел братьев, то из этого следует, что Дева Мария впоследствии вступила в связь с Иосифом и родила от него других детей, ни на чём не основано и является святотатством.
НеправильноКомментарий:
Согласно Преданию, Иосиф, муж Марии, хранитель Её девства, имел детей от предыдущего брака; они именовались братьями Спасителя.
Кроме того в Книгах Писания, применительно к разным случаям, братьями иногда назывались и близкие родственники (Быт.13:8), иногда — люди, произошедшие от одного родоначальника (Втор.15:12), иногда — все люди вообще, как потомки одних прародителей.
Свидетельство протестантов, что коль скоро Христос, согласно Евангелию, имел братьев, то из этого следует, что Дева Мария впоследствии вступила в связь с Иосифом и родила от него других детей, ни на чём не основано и является святотатством.
-
Задание 6 из 36
6. Вопрос:
В Новом Завете упоминается не менее шести лиц, которые названы «братьями» Господними. А упоминаются ли там Его сёстры?
ПравильноКомментарий: Евангелие по Марку (Мк.3:31-35): И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. 32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Материалы для изучения: Братья Господни
НеправильноКомментарий: Евангелие по Марку (Мк.3:31-35): И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. 32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Материалы для изучения: Братья Господни
-
Задание 7 из 36
7. Вопрос:
Имело ли значение для Боговоплощения личное согласие Девы Марии стать Матерью Христа (или Она была изначально предопределена для этой миссии)?
ПравильноКомментарий: Из того факта, что Дева Мария почитается в Православии прежде всего как Богородица, совсем не следует, что Она воспринимается нами только как орудие божественного Промысла. Православное понимание спасения выражается греческим словом «синергия», т. е. сотрудничество, взаимодействие свободной воли Бога и свободной воли человека. И эта самая синергия не может быть исключена, когда мы говорим о домостроительной роли Божией Матери. Более того, Дева Мария признается нами как предельное для человеческой личности осуществление синергии. Ведь и Богородицей Она стала не потому, что Бог почему-то взял и выбрал именно Ее, хотя мог бы выбрать и любую другую деву. Наоборот, Бог избирает Ее, потому что именно Она была Девой Пресвятой, Пречистой и Пренепорочной. Именно она с самого детства настолько тщательно хранила себя от всех, даже самых малейших поползновений греха, что в результате стала способной вместить Невместимого. Поэтому наряду с именованием «Богородица», наши богослужебные тексты используют и такие именования, которые не просто указывают на Ее служебное участие в воплощении, но и подчеркивают Ее личную святость, благодаря которой Бог и смог воплотиться именно через Нее.
Участие Девы Марии в Боговоплощении есть именно соучастие. И мы можем с уверенностью сказать, что воплощение Сына Божия имело не одну, а две причины. Бог воплотился не только потому, что Он Сам возжелал этого, но и потому, что Дева Мария согласилась дать Ему свою плоть и стать Его Матерью. Всемогущий Бог, пожелавший воплотиться «нас ради человек и нашего ради спасения», не мог сделать этого без свободного согласия Своей будущей Матери. Он терпеливо ожидал появления в мире людей Той, которая дала бы добровольный ответ на Его намерение стать Сыном человеческим: «Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38). То есть воплощение, а следовательно и наше спасение осуществились только благодаря обоюдному желанию двух воль – воли Бога и воли человека. И таким человеком была именно Мария из Назарета…
По выражению святого Иоанна Дамаскина, Бог все предвидит, но не все предопределяет. Вообще, с православной точки зрения правильно говорить, что Бог действует не на человека, а внутри человека. Так что непорочность Девы Марии нельзя рассматривать как какую-то навязанную извне привилегию. Навязанное благо не может быть благом подлинным. Поэтому, еще раз это подчеркну, Дева Мария не была просто пассивным орудием нашего спасения, предопределенным Богом. Более того гипотетически мы можем предположить, что Она могла бы отказаться и не дать согласия на воплощение Бога через Нее. Николай Кавасила, византийский святой XIV в., словно обобщая учение Церкви о том, что наше человеческое спасение зависит от нашего же человеческого согласия, пишет так: «Воплощение было делом не только Отца, Его Благости и Его Духа, но также и делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Пречистой, без поддержки со стороны Ее веры этот замысел был бы также неисполним, как и без вмешательства Самих Трех Божественных Лиц. Лишь наставив и убедив Ее, Бог берет Ее в Матери и заимствует Ее плоть, которую Она охотно хочет предоставить Ему. И также как Он Сам воплотился свободно, Он желал, чтобы и Его Мать родила Его столь же свободно, по Своей доброй воле».
преподаватель Калужской духовной семинарии Зайцева А.А.Материалы для изучения: Синергия
НеправильноКомментарий: Из того факта, что Дева Мария почитается в Православии прежде всего как Богородица, совсем не следует, что Она воспринимается нами только как орудие божественного Промысла. Православное понимание спасения выражается греческим словом «синергия», т. е. сотрудничество, взаимодействие свободной воли Бога и свободной воли человека. И эта самая синергия не может быть исключена, когда мы говорим о домостроительной роли Божией Матери. Более того, Дева Мария признается нами как предельное для человеческой личности осуществление синергии. Ведь и Богородицей Она стала не потому, что Бог почему-то взял и выбрал именно Ее, хотя мог бы выбрать и любую другую деву. Наоборот, Бог избирает Ее, потому что именно Она была Девой Пресвятой, Пречистой и Пренепорочной. Именно она с самого детства настолько тщательно хранила себя от всех, даже самых малейших поползновений греха, что в результате стала способной вместить Невместимого. Поэтому наряду с именованием «Богородица», наши богослужебные тексты используют и такие именования, которые не просто указывают на Ее служебное участие в воплощении, но и подчеркивают Ее личную святость, благодаря которой Бог и смог воплотиться именно через Нее.
Участие Девы Марии в Боговоплощении есть именно соучастие. И мы можем с уверенностью сказать, что воплощение Сына Божия имело не одну, а две причины. Бог воплотился не только потому, что Он Сам возжелал этого, но и потому, что Дева Мария согласилась дать Ему свою плоть и стать Его Матерью. Всемогущий Бог, пожелавший воплотиться «нас ради человек и нашего ради спасения», не мог сделать этого без свободного согласия Своей будущей Матери. Он терпеливо ожидал появления в мире людей Той, которая дала бы добровольный ответ на Его намерение стать Сыном человеческим: «Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38). То есть воплощение, а следовательно и наше спасение осуществились только благодаря обоюдному желанию двух воль – воли Бога и воли человека. И таким человеком была именно Мария из Назарета…
По выражению святого Иоанна Дамаскина, Бог все предвидит, но не все предопределяет. Вообще, с православной точки зрения правильно говорить, что Бог действует не на человека, а внутри человека. Так что непорочность Девы Марии нельзя рассматривать как какую-то навязанную извне привилегию. Навязанное благо не может быть благом подлинным. Поэтому, еще раз это подчеркну, Дева Мария не была просто пассивным орудием нашего спасения, предопределенным Богом. Более того гипотетически мы можем предположить, что Она могла бы отказаться и не дать согласия на воплощение Бога через Нее. Николай Кавасила, византийский святой XIV в., словно обобщая учение Церкви о том, что наше человеческое спасение зависит от нашего же человеческого согласия, пишет так: «Воплощение было делом не только Отца, Его Благости и Его Духа, но также и делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Пречистой, без поддержки со стороны Ее веры этот замысел был бы также неисполним, как и без вмешательства Самих Трех Божественных Лиц. Лишь наставив и убедив Ее, Бог берет Ее в Матери и заимствует Ее плоть, которую Она охотно хочет предоставить Ему. И также как Он Сам воплотился свободно, Он желал, чтобы и Его Мать родила Его столь же свободно, по Своей доброй воле».
преподаватель Калужской духовной семинарии Зайцева А.А.Материалы для изучения: Синергия
-
Задание 8 из 36
8. Вопрос:
Родители Пресвятой Богородицы:
-
Задание 9 из 36
9. Вопрос:
В каком песнопении Богородице есть слова: «Ны́нешнее прие́мши приноше́ние, от вся́кия изба́ви напа́сти всех…»?
-
Задание 10 из 36
10. Вопрос:
В какой книге Нового Завета повествуется о браке в Кане Галилейской?
-
Задание 11 из 36
11. Вопрос:
Сколько акафистов Пресвятой Богородице указывает церковный устав (Типикон)?
ПравильноКомментарий: Церковный Устав знает лишь один акафист – Акафист Пресвятой Богородице («Взбра́нной Воево́де победи́тельная…»), составленный патр. Сергием Константинопольским в 626г. по случаю чудесного избавления византийской столицы от осадивших ее авар и повелевшего написать образ Богоматери на городских воротах. Предание говорит о том, что сама Богородица внушила Сергию мысль написать благодарственный гимн по окончании осады.
Материалы для изучения: Акафист Пресвятой Богородице с комментариями
НеправильноКомментарий: Церковный Устав знает лишь один акафист – Акафист Пресвятой Богородице («Взбра́нной Воево́де победи́тельная…»), составленный патр. Сергием Константинопольским в 626г. по случаю чудесного избавления византийской столицы от осадивших ее авар и повелевшего написать образ Богоматери на городских воротах. Предание говорит о том, что сама Богородица внушила Сергию мысль написать благодарственный гимн по окончании осады.
Материалы для изучения: Акафист Пресвятой Богородице с комментариями
-
Задание 12 из 36
12. Вопрос:
Перед каким праздником в честь Пресвятой Богородицы установлен многодневный пост?
ПравильноКомментарий: Успенский пост – один из четырёх многодневных постов, посвящён подготовке к празднику успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост продолжается с 14 по 27 августа.
Материалы для изучения: Успенский пост
НеправильноКомментарий: Успенский пост – один из четырёх многодневных постов, посвящён подготовке к празднику успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост продолжается с 14 по 27 августа.
Материалы для изучения: Успенский пост
-
Задание 13 из 36
13. Вопрос:
Какой день седмицы посвящён прославлению Богородицы?
ПравильноКомментарий: В субботу — день покоя — прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.
Материалы для изучения: Богослужебные круги
НеправильноКомментарий: В субботу — день покоя — прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.
Материалы для изучения: Богослужебные круги
-
Задание 14 из 36
14. Вопрос:
Праздник Собор Пресвятой Богородицы отмечается:
ПравильноКомментарий:
На следующий день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы, на следующий день после Крещения Господня – Собор Иоанна Предтечи, а после Сретения – память свв. праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
-
Задание 15 из 36
15. Вопрос:
Сколько двунадесятых праздников посвящено Богородице (не считая Сретения Господня)?
ПравильноМатериалы для изучения: Церковные праздники: даты и объяснения
Комментарий: Двунадесятых Богородичных праздников четыре: Введение во Храм, Успение, Благовещение и Рождество Богородицы.НеправильноМатериалы для изучения: Церковные праздники: даты и объяснения
Комментарий: Двунадесятых Богородичных праздников четыре: Введение во Храм, Успение, Благовещение и Рождество Богородицы. -
Задание 16 из 36
16. Вопрос:
Молитва «Богородице Дево, радуйся» включена в состав рекомендуемых молитв:
-
Задание 17 из 36
17. Вопрос:
Известно множество случаев помощи Богородицы разным людям, о чём свидетельствуют более полутора сотен икон, писанных и явленных по случаю этих событий, и почитаемых Церковью. А какая икона Богородицы явлена для помощи страждущим страстью пьянства?
ПравильноМатериалы для изучения: Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворной Ея иконы «Неупиваемая Чаша»
Комментарий: Явление первообраза иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: “Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом”.
В глазах верующего народа Чудотворная икона Богоматери “Неупиваемая Чаша”, находящаяся в Высоцком мужском монастыре города Серпухова, стала поистине всероссийской святыней. 30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери.НеправильноМатериалы для изучения: Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворной Ея иконы «Неупиваемая Чаша»
Комментарий: Явление первообраза иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: “Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом”.
В глазах верующего народа Чудотворная икона Богоматери “Неупиваемая Чаша”, находящаяся в Высоцком мужском монастыре города Серпухова, стала поистине всероссийской святыней. 30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. -
Задание 18 из 36
18. Вопрос:
Какого цвета облачения используются в храмах в Богородичные праздники?
-
Задание 19 из 36
19. Вопрос:
Какая песнь канона Утрени обычно посвящена Богородице?
ПравильноМатериалы для изучения: Канон утрени
Комментарий: Девятая песнь канона Утрени посвящена Божией Матери и Ее ветхозаветным прообразам – таким, как купина Моисея, лествица Иакова, Дверь небесная в видении пророка Иезекииля. В ирмосах этой песни мы воспеваем Чудо рождения Бога от Девы Марии. Последний тропарь каждой песни также обычно посвящён прославлению Богородицы.НеправильноМатериалы для изучения: Канон утрени
Комментарий: Девятая песнь канона Утрени посвящена Божией Матери и Ее ветхозаветным прообразам – таким, как купина Моисея, лествица Иакова, Дверь небесная в видении пророка Иезекииля. В ирмосах этой песни мы воспеваем Чудо рождения Бога от Девы Марии. Последний тропарь каждой песни также обычно посвящён прославлению Богородицы. -
Задание 20 из 36
20. Вопрос:
Где в иконостасе обычно располагается икона Пресвятой Богородицы?
-
Задание 21 из 36
21. Вопрос:
Молитвенная просьба к Богородице «Спаси нас!»:
ПравильноМатериалы для изучения: О молитвенном обращении к Богородице «спаси нас!»
Комментарий: Как Матерь Бога (по человеческому естеству), как человек, превосходящая всех прочих людей Своей святостью, нравственной чистотой (за исключением Христа), превосходящий Своею Небесною славой даже и самые высшие ангельские чины, Богородица имеет особе дерзновение ко Господу (в том числе как Ходатаица за людей). В молитвенном воззвании к Божьей Матери «Спаси нас!» глагол «спасать» подразумевает смысловую близость со словом «спасение», понимаемом не в исключительном сотериологическом значении, но в другом.В исключительном смысле Спасителем именуется Господь. Именно Он спас людей, воплотившись, преподав им учение веры, пример добродетельной жизни, добровольно принеся Себя в Искупительную Жертву, победив ад, проложив путь в Небесные селения, создав Церковь. В этом понимании ни Богородица, ни кто-либо другой из людей не является Его Со-Спасителем. Вместе с тем, о каждом истинном христианине говорится как об активно стремящемся ко спасению. В этом смысле под спасением подразумевается положительный результат всех его действий (также помыслов, мыслей, желаний), направленных на единение с Богом и Его святыми, богоуподобление и наследование Царства Небесного (что значит, достигнуть спасения). Кроме того спасением, как процессом, осуществляемым стараниями верующего при посредстве Божественной благодати, могут именоваться сами действия, в их совокупности. Мы обращаемся к Богородице «спаси нас!» или когда призываем Её помочь в избавлении от конкретных текущих (либо возможных) бед, напастей, опасностей (в том числе со стороны диавола), в ограждении от конкретных ошибок и заблуждений, грехов; или же когда просим общего содействия в достижении спасения (понимаемого во втором из выше приведенных значений).
Таким образом, в силу Её сугубого обожения и очевидной определённости как Предстательницы за человеческий род перед Своим сыном Иисусом Христом, мы можем обращаться к Богородице о спасении своей души, но имея правильное представление о том, что Она достигла этого не по естеству, а по благодати, причастности к Богу.
НеправильноМатериалы для изучения: О молитвенном обращении к Богородице «спаси нас!»
Комментарий: Как Матерь Бога (по человеческому естеству), как человек, превосходящая всех прочих людей Своей святостью, нравственной чистотой (за исключением Христа), превосходящий Своею Небесною славой даже и самые высшие ангельские чины, Богородица имеет особе дерзновение ко Господу (в том числе как Ходатаица за людей). В молитвенном воззвании к Божьей Матери «Спаси нас!» глагол «спасать» подразумевает смысловую близость со словом «спасение», понимаемом не в исключительном сотериологическом значении, но в другом.В исключительном смысле Спасителем именуется Господь. Именно Он спас людей, воплотившись, преподав им учение веры, пример добродетельной жизни, добровольно принеся Себя в Искупительную Жертву, победив ад, проложив путь в Небесные селения, создав Церковь. В этом понимании ни Богородица, ни кто-либо другой из людей не является Его Со-Спасителем. Вместе с тем, о каждом истинном христианине говорится как об активно стремящемся ко спасению. В этом смысле под спасением подразумевается положительный результат всех его действий (также помыслов, мыслей, желаний), направленных на единение с Богом и Его святыми, богоуподобление и наследование Царства Небесного (что значит, достигнуть спасения). Кроме того спасением, как процессом, осуществляемым стараниями верующего при посредстве Божественной благодати, могут именоваться сами действия, в их совокупности. Мы обращаемся к Богородице «спаси нас!» или когда призываем Её помочь в избавлении от конкретных текущих (либо возможных) бед, напастей, опасностей (в том числе со стороны диавола), в ограждении от конкретных ошибок и заблуждений, грехов; или же когда просим общего содействия в достижении спасения (понимаемого во втором из выше приведенных значений).
Таким образом, в силу Её сугубого обожения и очевидной определённости как Предстательницы за человеческий род перед Своим сыном Иисусом Христом, мы можем обращаться к Богородице о спасении своей души, но имея правильное представление о том, что Она достигла этого не по естеству, а по благодати, причастности к Богу.
-
Задание 22 из 36
22. Вопрос:
В каноне преподобного Андрея Критского, читаемом на 1-й и 5-й седмицах Великого поста, мы слышим молитвенное призывание: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!». К кому оно обращено?
ПравильноМатериалы для изучения: Великий канон Андрея Критского
Комментарий: Покаянный или Великий Канон св. Андрея, архиепископа Критского читается по частям на повечериях (с понедельника до четверга включительно) первой недели Великого Поста, и полностью — в среду вечером на 5-й неделе Великого Поста.
Со временем, к тропарям св. Андрея, были прибавлены тропари, обращенные к св. Марии Египетской. Во время чтения Великого канона на 5-й неделе Поста в храме читается и житие преподобной Марии Египетской, которая своим великим покаянием служит ярким примером нравственного обновления грешного человека.НеправильноМатериалы для изучения: Великий канон Андрея Критского
Комментарий: Покаянный или Великий Канон св. Андрея, архиепископа Критского читается по частям на повечериях (с понедельника до четверга включительно) первой недели Великого Поста, и полностью — в среду вечером на 5-й неделе Великого Поста.
Со временем, к тропарям св. Андрея, были прибавлены тропари, обращенные к св. Марии Египетской. Во время чтения Великого канона на 5-й неделе Поста в храме читается и житие преподобной Марии Египетской, которая своим великим покаянием служит ярким примером нравственного обновления грешного человека. -
Задание 23 из 36
23. Вопрос:
Первым двунадесятым праздником в церковном году является:
ПравильноМатериалы для изучения: Рождество Пресвятой Богородицы
Комментарий: В православном календаре это торжество принадлежит к разряду двунадесятых богородичных праздников и отмечается 21 (8 ст. ст.) сентября. Разумеется, нам не известен ни точный год, ни, тем более, исторический день рождения Девы. Это произошло примерно за два десятилетия до начала эры от Рождества Христова, по которой мы отсчитываем годы. Но поскольку рождение будущей Матери Господа символически открывает историю Новой, Христианской, эры, то логично, что именно этот праздник помещен в начало церковного года. Он выражает абсолютный смысл Дня Рождения Девы Марии как соучастницы истории нашего Спасения.
Юрий РубанСправка: церковный год (новолетие) начинается 1 (14) сентября по новому стилю.
НеправильноМатериалы для изучения: Рождество Пресвятой Богородицы
Комментарий: В православном календаре это торжество принадлежит к разряду двунадесятых богородичных праздников и отмечается 21 (8 ст. ст.) сентября. Разумеется, нам не известен ни точный год, ни, тем более, исторический день рождения Девы. Это произошло примерно за два десятилетия до начала эры от Рождества Христова, по которой мы отсчитываем годы. Но поскольку рождение будущей Матери Господа символически открывает историю Новой, Христианской, эры, то логично, что именно этот праздник помещен в начало церковного года. Он выражает абсолютный смысл Дня Рождения Девы Марии как соучастницы истории нашего Спасения.
Юрий РубанСправка: церковный год (новолетие) начинается 1 (14) сентября по новому стилю.
-
Задание 24 из 36
24. Вопрос:
Кто был первым иконописцем, написавшим лик Божией Матери?
ПравильноМатериалы для изучения: Первые иконы Спасителя и Божией Матери
Комментарий: Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому евангелисту Луке. В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь — в Риме.НеправильноМатериалы для изучения: Первые иконы Спасителя и Божией Матери
Комментарий: Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому евангелисту Луке. В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь — в Риме. -
Задание 25 из 36
25. Вопрос:
Выберите из перечисленных самый возвышенный, но допустимый ответ на вопрос: кого родила Богородица?
ПравильноМатериалы для изучения: Богочеловек
Комментарий: Богородица родила Бога, однако не по Божескому, а по человеческому естеству. Поскольку это естество было реализовано (актуализировано, осуществлено) не в отдельной человеческой ипостаси, а в Божественной, постольку и говорится, что Она родила Бога.Богочеловек – наименование Иисуса Христа, указывающее на то, что в Иисусе Христе два совершенных естества – истинное Божеское и истинное человеческое – и что эти два естества соединены в Нем ипостасно, т.е. составляют одно Лицо. Т.е. можно сказать, что Христос одновременно на 100% человек и 100% Бог, а не наполовину Бог и наполовину человек.
НеправильноМатериалы для изучения: Богочеловек
Комментарий: Богородица родила Бога, однако не по Божескому, а по человеческому естеству. Поскольку это естество было реализовано (актуализировано, осуществлено) не в отдельной человеческой ипостаси, а в Божественной, постольку и говорится, что Она родила Бога.Богочеловек – наименование Иисуса Христа, указывающее на то, что в Иисусе Христе два совершенных естества – истинное Божеское и истинное человеческое – и что эти два естества соединены в Нем ипостасно, т.е. составляют одно Лицо. Т.е. можно сказать, что Христос одновременно на 100% человек и 100% Бог, а не наполовину Бог и наполовину человек.
-
Задание 26 из 36
26. Вопрос:
Кому были адресованы слова Спасителя со Креста: «се, Матерь твоя!»? Далее говорится, что «с этого времени ученик сей взял Ее к себе».
-
Задание 27 из 36
27. Вопрос:
Какие местности, согласно Преданию, посещала Богородица после Вознесения Господа?
ПравильноКомментарий:
Церковное Предание повествует о морском путешествии Богородицы к некогда воскрешенному Господом и ставшему кипрским епископом Лазарю. По дороге Ее корабль был подхвачен бурей и перенесен к горе Афон. Постигнув, что это та самая земля, о которой Ей благовествовал в Иерусалиме ангел, Богородица ступила на Афонский полуостров. В те времена на Афоне процветали самые разнообразные языческие культы, однако с приходом Богородицы язычество оказалось на Афоне повержено. Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство.
Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем». Богородица отплыла со Своими спутниками на Кипр, где посетила Лазаря. Во время своего путешествия Божия Матерь побывала в Ефесе.Возвратясь в Иерусалим, Она по-прежнему часто и подолгу молилась в местах, которые были связаны с событиями земной жизни Ее Сына.НеправильноКомментарий:
Церковное Предание повествует о морском путешествии Богородицы к некогда воскрешенному Господом и ставшему кипрским епископом Лазарю. По дороге Ее корабль был подхвачен бурей и перенесен к горе Афон. Постигнув, что это та самая земля, о которой Ей благовествовал в Иерусалиме ангел, Богородица ступила на Афонский полуостров. В те времена на Афоне процветали самые разнообразные языческие культы, однако с приходом Богородицы язычество оказалось на Афоне повержено. Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство.
Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем». Богородица отплыла со Своими спутниками на Кипр, где посетила Лазаря. Во время своего путешествия Божия Матерь побывала в Ефесе.Возвратясь в Иерусалим, Она по-прежнему часто и подолгу молилась в местах, которые были связаны с событиями земной жизни Ее Сына. -
Задание 28 из 36
28. Вопрос:
Каким Вселенским собором было подтверждено имя Богородица?
ПравильноМатериалы для изучения: Вселенские соборы
Комментарий: Именованием Богородица(принятым на III Вселенском соборе в 431г.) Церковь утверждает веру, что в Лице Господа Иисуса Христа Бог соединился с человеком от самого зачатия Христа в утробе Девы Марии и что Христос, будучи совершенным человеком, есть совершенный Бог.
Православная Церковь также называет Богородицу Приснодевой. Имя «Приснодева» (утвержденное на V Вселенском соборе в 553г.) подчеркивает девство Божией Матери до Рождества Христова, в самом Рождестве и после Рождества.
Таким образом почитание Божией Матери – это не просто один из признаков православного благочестия. Это почитание имеет догматический характер. Само слово «Богородица» является вероучительным определением, утвержденным на Вселенском Соборе. И потому не почитающий Божию Матерь не является православным.НеправильноМатериалы для изучения: Вселенские соборы
Комментарий: Именованием Богородица(принятым на III Вселенском соборе в 431г.) Церковь утверждает веру, что в Лице Господа Иисуса Христа Бог соединился с человеком от самого зачатия Христа в утробе Девы Марии и что Христос, будучи совершенным человеком, есть совершенный Бог.
Православная Церковь также называет Богородицу Приснодевой. Имя «Приснодева» (утвержденное на V Вселенском соборе в 553г.) подчеркивает девство Божией Матери до Рождества Христова, в самом Рождестве и после Рождества.
Таким образом почитание Божией Матери – это не просто один из признаков православного благочестия. Это почитание имеет догматический характер. Само слово «Богородица» является вероучительным определением, утвержденным на Вселенском Соборе. И потому не почитающий Божию Матерь не является православным. -
Задание 29 из 36
29. Вопрос:
Где расположена гробница Пресвятой Богородицы?
-
Задание 30 из 36
30. Вопрос:
Какой иконе Божией Матери установлены три общецерковных празднования в память избавления России от нашествия врагов?
ПравильноМатериалы для изучения: Образ Богородицы в русской иконографии
Комментарий: Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице. 8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. 6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году. 3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.НеправильноМатериалы для изучения: Образ Богородицы в русской иконографии
Комментарий: Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице. 8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. 6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году. 3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году. -
Задание 31 из 36
31. Вопрос:
Кто ближе к Богу в небесной иерархии?
ПравильноМатериалы для изучения: Богородица и святые
Комментарий: Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим.НеправильноМатериалы для изучения: Богородица и святые
Комментарий: Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. -
Задание 32 из 36
32. Вопрос:
Даётся ли в Православии при Крещении имя Мария в честь Пресвятой Богородицы?
ПравильноКомментарий:
В Православной Церкви есть многовековая традиция, основанная на чрезвычайном почитании Пресвятой Богородицы Девы Марии, — воздерживаться от того, чтобы давать детям имя Мария в честь Пресвятой Богородицы. Обычно имя Мария даётся в честь одноимённых святых жен.
Святые с именем Мария в Православном календаре.НеправильноКомментарий:
В Православной Церкви есть многовековая традиция, основанная на чрезвычайном почитании Пресвятой Богородицы Девы Марии, — воздерживаться от того, чтобы давать детям имя Мария в честь Пресвятой Богородицы. Обычно имя Мария даётся в честь одноимённых святых жен.
Святые с именем Мария в Православном календаре. -
Задание 33 из 36
33. Вопрос:
Практически все многочисленные иконы Божией Матери, которых насчитывается около семисот, так или иначе относятся к одному из этих трех типов: Оранта, Елеуса и Одигитрия. Какая из них переводится как Умиление?
ПравильноМатериалы для изучения: Чудотворные иконы Божией Матери
Комментарий: Оранта – Молящаяся. Оранта – это, как правило, образы, на которых Дева Мария изображена в полный рост и изначально пребывает в одиночестве. Лишь позже возникает изображение Предвечного Младенца на месте утробы Материнской.Елеуса – Умиление. Ярчайший образец этого типа – Владимирская икона Божией Матери. Здесь Младенец прильнул к щеке Девы Марии, ликом и ручонками устремлен к Матери, а Мать всем Своим существом устремлена к Младенцу.
Одигитрия – Путеводительница. Младенец тоже покоится на руках у Матери, но и Дева Мария, и Спаситель встречаются с нами взглядами. Наиболее распространенная икона этого типа – образ Казанской иконы Божией Матери.
НеправильноМатериалы для изучения: Чудотворные иконы Божией Матери
Комментарий: Оранта – Молящаяся. Оранта – это, как правило, образы, на которых Дева Мария изображена в полный рост и изначально пребывает в одиночестве. Лишь позже возникает изображение Предвечного Младенца на месте утробы Материнской.Елеуса – Умиление. Ярчайший образец этого типа – Владимирская икона Божией Матери. Здесь Младенец прильнул к щеке Девы Марии, ликом и ручонками устремлен к Матери, а Мать всем Своим существом устремлена к Младенцу.
Одигитрия – Путеводительница. Младенец тоже покоится на руках у Матери, но и Дева Мария, и Спаситель встречаются с нами взглядами. Наиболее распространенная икона этого типа – образ Казанской иконы Божией Матери.
-
Задание 34 из 36
34. Вопрос:
Какое из приведенных ниже утверждений является не догматом, а Церковным Преданием?
ПравильноКомментарий:
Предание о телесном вознесении Богородицы на Небо не является догматом Православной Церкви.
НеправильноКомментарий:
Предание о телесном вознесении Богородицы на Небо не является догматом Православной Церкви.
-
Задание 35 из 36
35. Вопрос:
Обозначается ли на Православных иконах Приснодевство Богородицы, и если да, то каким образом?
ПравильноКомментарий:
Иконографическим символом, обозначающим сохранение Богородицей девства до Рождества, в Рождестве и после Рождества, служат звезды, одна из которых изображается на мафории в области чела, а две другие — на плечах.
НеправильноКомментарий:
Иконографическим символом, обозначающим сохранение Богородицей девства до Рождества, в Рождестве и после Рождества, служат звезды, одна из которых изображается на мафории в области чела, а две другие — на плечах.
-
Задание 36 из 36
36. Вопрос:
Кто из перечисленных лиц, согласно преданию (отображенному, в частности, в иконографии), присутствовал при Успении Божьей Матери?
ПравильноКомментарий:
Согласно Преданию, Господь заблаговременно оповестил Богородицу о предстоящей кончине. Ко Дню Успения апостолы чудесным образом были перенесены к месту Её пребывания, в Иерусалим. Апостол же Фома, Промыслом Божьим, явился только на третий день по Её погребении. Скорбя и печалясь, что не смог отдать Богородице последнего прощания, он стал просить открыть гробницу. Сжалившись, апостолы открыли пещеру и к удивлению обнаружили, что Её тела там нет, а одни только ризы. Так (и через последующее явление Владычицы) стало известно, что Она удостоена высочайшей милости — вознесена в Царство Небесное. По преданию, при погребении помимо апостолов и остальных участников присутствовал и Дионисий Ареопагит.
НеправильноКомментарий:
Согласно Преданию, Господь заблаговременно оповестил Богородицу о предстоящей кончине. Ко Дню Успения апостолы чудесным образом были перенесены к месту Её пребывания, в Иерусалим. Апостол же Фома, Промыслом Божьим, явился только на третий день по Её погребении. Скорбя и печалясь, что не смог отдать Богородице последнего прощания, он стал просить открыть гробницу. Сжалившись, апостолы открыли пещеру и к удивлению обнаружили, что Её тела там нет, а одни только ризы. Так (и через последующее явление Владычицы) стало известно, что Она удостоена высочайшей милости — вознесена в Царство Небесное. По преданию, при погребении помимо апостолов и остальных участников присутствовал и Дионисий Ареопагит.
(2002)
Комментарий: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис.7:14).