Закончить тестирование
0 из 30 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
Информация
Правила:
1) Тесты являются обучающими, под каждым кратким ответом находится развёрнутый ответ или ссылка для самостоятельного изучения темы.
2) Выбирайте наиболее полный ответ на вопрос в случае, если указаны несколько правильных ответов.
3) В конце теста можно увидеть ваш результат и вопросы, ответы на которые были не верны.
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Викторина загружается ...
Вы должны войти в систему или зарегистрироваться, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Правильных ответов: 0 из 30
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
Категории
- Без рубрики 0%
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- С ответом
- С отметкой о просмотре
-
Задание 1 из 30
1. Вопрос:
Слово «крещение» происходит от слова:
НеправильноКомментарий: Правильно от слова Христос. В старинных рукописях крещение называется хрещением. Если попытаться понять точный смысл современного слова «крещение», то оно означает мистерия Христа, действо Христа.
Материалы для изучения: Иисус Христос — Бог явился во плоти
-
Задание 2 из 30
2. Вопрос:
Таинство Крещения совершается:
ПравильноКомментарий: Крещение, как и физическое рождение, возможно лишь раз. «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефес.4:5); «верую… во едино Крещение во оставление грехов» (никео-константинопольский Символ веры – 381 год).
«Одно рождение с небес. Одно есть от плоти, а другое от Духа, одно есть от смертности, а другое от вечности, одно есть от мужа и жены, а другое от Бога и Церкви. Но и то, и другое есть единожды» (блаженный Августин).Материалы для изучения: Символ веры
НеправильноКомментарий: Крещение, как и физическое рождение, возможно лишь раз. «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефес.4:5); «верую… во едино Крещение во оставление грехов» (никео-константинопольский Символ веры – 381 год).
«Одно рождение с небес. Одно есть от плоти, а другое от Духа, одно есть от смертности, а другое от вечности, одно есть от мужа и жены, а другое от Бога и Церкви. Но и то, и другое есть единожды» (блаженный Августин).Материалы для изучения: Символ веры
-
Задание 3 из 30
3. Вопрос:
Было ли крещение, которое совершал в реке Иордан Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, аналогом современного Таинства Крещения?
ПравильноКомментарий: Иоанново крещение было ритуальным омовением, закрепляющим внутреннее покаяние, ему не было присуще сакраментальное (таинственное) значение. Этим крещением (омовением) запечатлевалось покаяние, оно сопровождалось исповеданием грехов и готовило Израиля к приходу Мессии.
Крещение Иоанново было не самоцелью, а лишь средством. Иоанн сознавал себя, как Предтеча. Его служение должно было явить Мессию, подготовить народ к принятию обетованного Спасителя (Ин. 1:31, ср. Лк. 3: 3-6, 15-17, Мк. 1:1-8, Мф. 3:1-3, 11-12).Материалы для изучения: Таинство веры. Крещение. Игумен Иларион (Алфеев)
НеправильноКомментарий: Иоанново крещение было ритуальным омовением, закрепляющим внутреннее покаяние, ему не было присуще сакраментальное (таинственное) значение. Этим крещением (омовением) запечатлевалось покаяние, оно сопровождалось исповеданием грехов и готовило Израиля к приходу Мессии.
Крещение Иоанново было не самоцелью, а лишь средством. Иоанн сознавал себя, как Предтеча. Его служение должно было явить Мессию, подготовить народ к принятию обетованного Спасителя (Ин. 1:31, ср. Лк. 3: 3-6, 15-17, Мк. 1:1-8, Мф. 3:1-3, 11-12).Материалы для изучения: Таинство веры. Крещение. Игумен Иларион (Алфеев)
-
Задание 4 из 30
4. Вопрос:
Станет ли после Крещения меньше житейских проблем?
ПравильноКомментарий: Приходящим к крещальной купели я говорю: вы понимаете, что всегда, именно всегда, будете противостоять сатане. Сатана будет всегда вредить вам и враждовать против вас. Вы готовы к этому?.. И далее я привожу пример. После крещения жизнь у человека становиться сложнее, труднее. Все, что раньше получалось, – рушится, могут обостриться болезни… Все это потому, что вашим врагом станет диавол, и лишь жизнь церковная может нас уберечь от демонического злого воздействия.
Креститься и не жить жизнью Церкви – это все равно что объявить войну могущественному врагу и потом, бросив оружие, бежать от него. Вы готовы, крестившись, ежедневно противостоять разъяренному диаволу, готовы во всем доверять Богу, ежедневно молиться, ходить в храм, как того требует Церковь, упражняться в доброделании? И многие из приходящих к крещению честно отвечают: «не готовы» и уходят от купели.
священник Константин ПархоменкоТак же и Христос искушается [диаволом] после крещения, чтобы нам показать, что после крещения нас встретят искушения.
блаженный Феофилакт БолгарскийМатериалы для изучения: Как бесы не пускают к Богу
НеправильноКомментарий: Приходящим к крещальной купели я говорю: вы понимаете, что всегда, именно всегда, будете противостоять сатане. Сатана будет всегда вредить вам и враждовать против вас. Вы готовы к этому?.. И далее я привожу пример. После крещения жизнь у человека становиться сложнее, труднее. Все, что раньше получалось, – рушится, могут обостриться болезни… Все это потому, что вашим врагом станет диавол, и лишь жизнь церковная может нас уберечь от демонического злого воздействия.
Креститься и не жить жизнью Церкви – это все равно что объявить войну могущественному врагу и потом, бросив оружие, бежать от него. Вы готовы, крестившись, ежедневно противостоять разъяренному диаволу, готовы во всем доверять Богу, ежедневно молиться, ходить в храм, как того требует Церковь, упражняться в доброделании? И многие из приходящих к крещению честно отвечают: «не готовы» и уходят от купели.
священник Константин ПархоменкоТак же и Христос искушается [диаволом] после крещения, чтобы нам показать, что после крещения нас встретят искушения.
блаженный Феофилакт БолгарскийМатериалы для изучения: Как бесы не пускают к Богу
-
Задание 5 из 30
5. Вопрос:
Чем должно являться крещение для человека?
ПравильноКомментарий: Греческое слово «кризис» на русский язык переводится как «суд«. Всякий кризис в жизни есть суд Божий, а суд Божий отделяет правду от лжи, суд Божий обнаруживает человеческую неправду.
«Покаяние должно сопутствовать вере во Христа, предшествовать Крещению во Христа, а после Крещения оно исправляет нарушение обязанностей уверовавшего во Христа и крестившегося во Христа.
Я усвоился Богу святым Крещением, на Таинстве Крещения зиждется Таинство Покаяния, Покаянием возвращается усвоение Богу… утрачиваемое… жизнью в области естества падшего«.
Епископ Игнатий (Брянчанинов)Материалы для изучения: Зачем нужно креститься?
НеправильноКомментарий: Греческое слово «кризис» на русский язык переводится как «суд«. Всякий кризис в жизни есть суд Божий, а суд Божий отделяет правду от лжи, суд Божий обнаруживает человеческую неправду.
«Покаяние должно сопутствовать вере во Христа, предшествовать Крещению во Христа, а после Крещения оно исправляет нарушение обязанностей уверовавшего во Христа и крестившегося во Христа.
Я усвоился Богу святым Крещением, на Таинстве Крещения зиждется Таинство Покаяния, Покаянием возвращается усвоение Богу… утрачиваемое… жизнью в области естества падшего«.
Епископ Игнатий (Брянчанинов)Материалы для изучения: Зачем нужно креститься?
-
Задание 6 из 30
6. Вопрос:
В Православии Таинство Крещения совершается в соединении с Таинством:
-
Задание 7 из 30
7. Вопрос:
Через Таинство Крещения мы обретаем:
ПравильноКомментарий: Апостол Павел говорит, что в крещении мы соединяемся со Христом подобием смерти и воскресения. Погружение в воду – знак смерти человека, которая состоит в его полной порабощенности греху, эгоизму, страстям. Возведение из воды – знак воскресения и оживления, началом новой жизни в единстве со Христом. Христос воскрес из мертвых, и смерть Им уже не обладает, а, следовательно, и нами. Свою воскресшую и бессмертную жизнь, Свою любовь Он дарит нам.
Материалы для изучения: Послание к Римлянам святого апостола Павла
НеправильноКомментарий: Апостол Павел говорит, что в крещении мы соединяемся со Христом подобием смерти и воскресения. Погружение в воду – знак смерти человека, которая состоит в его полной порабощенности греху, эгоизму, страстям. Возведение из воды – знак воскресения и оживления, началом новой жизни в единстве со Христом. Христос воскрес из мертвых, и смерть Им уже не обладает, а, следовательно, и нами. Свою воскресшую и бессмертную жизнь, Свою любовь Он дарит нам.
Материалы для изучения: Послание к Римлянам святого апостола Павла
-
Задание 8 из 30
8. Вопрос:
При Таинстве Крещения не совершается:
ПравильноКомментарий: Из всего указанного выше при Таинстве Крещения не совершается лишь чин освящения свечей.
НеправильноКомментарий: Из всего указанного выше при Таинстве Крещения не совершается лишь чин освящения свечей.
-
Задание 9 из 30
9. Вопрос:
Для Таинства Крещения положено использовать святую воду:
ПравильноКомментарий: При совершении Таинства Крещения воду положено освящать каждый раз заново.
Материалы для изучения: Вода святая
НеправильноКомментарий: При совершении Таинства Крещения воду положено освящать каждый раз заново.
Материалы для изучения: Вода святая
-
Задание 10 из 30
10. Вопрос:
В древнехристианском документе Дидахи (Учение апостолов) сказано, что крещение должно совершаться в «живой воде». Это значит:
ПравильноКомментарий: «Живой водой» называли воду проточную, то есть воду из реки.
«Сравнение крещения с баней водной или гробом указывают, что это таинство должно совершаться посредством погружения. Само греческое слово babtizo значит «погружаю.» О крещении евнуха Филиппом читаем в кн. Деяний: «сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха» (гл. 8:38). Крещение обливанием признается Церковью, но не одобряется, как не каноническое.
Православное Догматическое БогословиеНеправильноКомментарий: «Живой водой» называли воду проточную, то есть воду из реки.
«Сравнение крещения с баней водной или гробом указывают, что это таинство должно совершаться посредством погружения. Само греческое слово babtizo значит «погружаю.» О крещении евнуха Филиппом читаем в кн. Деяний: «сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха» (гл. 8:38). Крещение обливанием признается Церковью, но не одобряется, как не каноническое.
Православное Догматическое Богословие -
Задание 11 из 30
11. Вопрос:
При совершении Таинства Крещения в Православной Церкви используется формула:
ПравильноКомментарий: Правильна формула: «Крещается раб Божий [или раба Божия] (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь.».
НеправильноКомментарий: Правильна формула: «Крещается раб Божий [или раба Божия] (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь.».
-
Задание 12 из 30
12. Вопрос:
Во время крещения в древности как элемент обряда использовали:
ПравильноКомментарий: Мед давали новокрещенным в течение нескольких дней, показывая, что они младенцы в вере (а младенцев в то время подкармливали медом), но в первую очередь потому, что они сподобились новой, светлой, небесной, сладкой жизни в единстве с Господом.
НеправильноКомментарий: Мед давали новокрещенным в течение нескольких дней, показывая, что они младенцы в вере (а младенцев в то время подкармливали медом), но в первую очередь потому, что они сподобились новой, светлой, небесной, сладкой жизни в единстве с Господом.
-
Задание 13 из 30
13. Вопрос:
По современным правилам крестить положено:
ПравильноКомментарий: Еще Вселенские соборы высказывались, что крестить положено только в храме. Хотя бывают исключения, обусловленные разными причинами, положено совершать крещение именно в храме.
НеправильноКомментарий: Еще Вселенские соборы высказывались, что крестить положено только в храме. Хотя бывают исключения, обусловленные разными причинами, положено совершать крещение именно в храме.
-
Задание 14 из 30
14. Вопрос:
Во времена св. Иоанна Златоуста самым удобным возрастом для крещаемого считалось:
ПравильноКомментарий: Верно – возраст около 3-4 лет. У самого Иоанна Златоуста мы не находим упоминания о возрасте крещаемых, но у его современника, святителя Григория Богослова, читаем: «Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его»
НеправильноКомментарий: Верно – возраст около 3-4 лет. У самого Иоанна Златоуста мы не находим упоминания о возрасте крещаемых, но у его современника, святителя Григория Богослова, читаем: «Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его»
-
Задание 15 из 30
15. Вопрос:
Какого пола, согласно Требнику, должен быть крестный (восприемник) по отношению к крестнику?
ПравильноКомментарий: По Требнику, необходимым считается только один восприемник — мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Это связано в том, что после крещения полным погружением в воду, восприемник одевал обнажённого крестного в крестильную рубашку.
Материалы для изучения: Крестный (восприемник)
НеправильноКомментарий: По Требнику, необходимым считается только один восприемник — мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Это связано в том, что после крещения полным погружением в воду, восприемник одевал обнажённого крестного в крестильную рубашку.
Материалы для изучения: Крестный (восприемник)
-
Задание 16 из 30
16. Вопрос:
Перед совершением Таинства Крещения крещаемый (или его восприемник) торжественно читает:
-
Задание 17 из 30
17. Вопрос:
Во время помазания елеем на крещении предписывается помазывать: чело, перси, рамена, длани. В переводе на русский язык это: (см. ниже). Исключите лишнее слово.
ПравильноКомментарий: Конечно, лишним в этом списке будет слово шея.
НеправильноКомментарий: Конечно, лишним в этом списке будет слово шея.
-
Задание 18 из 30
18. Вопрос:
Во время крещения мы надеваем на новокрещенного нательный крест. Сегодня такая традиция. А что предписывает надевать Чин Крещения (помещенный в Требнике) на самом деле?
ПравильноКомментарий: Требник, в котором помещен Чин Крещения, не предписывает ничего надевать на новокрещенного. Надевать нательный крест — русский обычай.
НеправильноКомментарий: Требник, в котором помещен Чин Крещения, не предписывает ничего надевать на новокрещенного. Надевать нательный крест — русский обычай.
-
Задание 19 из 30
19. Вопрос:
В первохристианское время самым удачным днем для совершения Таинства Крещения был день Пасхи. В третьем веке сюда присоединяется еще один день. Это день:
ПравильноКомментарий: У Тертуллиана читаем: «Наиболее подходящим днем для Крещения является праздник Пасхи, когда и Страсти Господни, во имя которых мы крестимся, уже исполнились… Затем, приятнейшим временем для устроения Крещения является Пятидесятница, когда и Воскресение Господа было явлено ученикам, и была возвещена благодать Святого Духа, и заложена надежда на пришествие Господа». (О Крещении. 19).
НеправильноКомментарий: У Тертуллиана читаем: «Наиболее подходящим днем для Крещения является праздник Пасхи, когда и Страсти Господни, во имя которых мы крестимся, уже исполнились… Затем, приятнейшим временем для устроения Крещения является Пятидесятница, когда и Воскресение Господа было явлено ученикам, и была возвещена благодать Святого Духа, и заложена надежда на пришествие Господа». (О Крещении. 19).
-
Задание 20 из 30
20. Вопрос:
В Византии крещение совершалось в разное время: на рассвете, днем, вечером. Но на Руси было выбрано для этого одно время. Какое?
ПравильноКомментарий: На Руси крестили на рассвете. Преимущественно это был воскресный день, раннее утро. В древних русских Требниках сказано, что Крещение необходимо совершить до начала Божественной литургии, чтобы новокрещенный мог принять участие в Божественной службе и причаститься.
На Поместном Соборе 1917–1918 гг. богослужебный отдел Собора в докладе «Об упорядочении богослужения» касательно Таинства Крещения высказал пожелание вернуться к древнерусской практике и соединять совершение Таинства с общественными богослужениями – «главным образом с литургией». Инициатором предложения был свящ. Василий Прилуцкий: «Новый человек входит чрез это Таинство в церковное общество, а принимается он как-то украдкою, без участия всех членов этого общества. … Я не видел бы ничего предосудительно в том, чтобы крещение совершалось пред литургиею, против царских врат, на виду у всех, торжественно, с проповедью священника. В это время каждый вспомнил бы о своем собственном крещении».НеправильноКомментарий: На Руси крестили на рассвете. Преимущественно это был воскресный день, раннее утро. В древних русских Требниках сказано, что Крещение необходимо совершить до начала Божественной литургии, чтобы новокрещенный мог принять участие в Божественной службе и причаститься.
На Поместном Соборе 1917–1918 гг. богослужебный отдел Собора в докладе «Об упорядочении богослужения» касательно Таинства Крещения высказал пожелание вернуться к древнерусской практике и соединять совершение Таинства с общественными богослужениями – «главным образом с литургией». Инициатором предложения был свящ. Василий Прилуцкий: «Новый человек входит чрез это Таинство в церковное общество, а принимается он как-то украдкою, без участия всех членов этого общества. … Я не видел бы ничего предосудительно в том, чтобы крещение совершалось пред литургиею, против царских врат, на виду у всех, торжественно, с проповедью священника. В это время каждый вспомнил бы о своем собственном крещении». -
Задание 21 из 30
21. Вопрос:
Мы сегодня говорим, что младенцы, как и взрослые, нуждаются в избавлении от первородного греха. И Крещение дает такое избавление. А что по этому поводу думали отцы Древней Церкви?
ПравильноКомментарий: Правильно — младенцы имеют первородный грех.
На Карфагенском Соборе 252 года, на котором председательствовал св. Киприан Карфагенский, было сказано: «…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти через рождение…»
А вот 124-е Правило Карфагенского Собора (418 год): «Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от материнской утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть купелью возрождения, тот да будет анафема… И младенцы, никаких грехов сами собою сотворити еще не могущие, крестятся истинно во отпущение грехов … воспринятых от ветхого рождения».НеправильноКомментарий: Правильно — младенцы имеют первородный грех.
На Карфагенском Соборе 252 года, на котором председательствовал св. Киприан Карфагенский, было сказано: «…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти через рождение…»
А вот 124-е Правило Карфагенского Собора (418 год): «Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от материнской утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть купелью возрождения, тот да будет анафема… И младенцы, никаких грехов сами собою сотворити еще не могущие, крестятся истинно во отпущение грехов … воспринятых от ветхого рождения». -
Задание 22 из 30
22. Вопрос:
Традиционно считается, что протестанты не признают крещение детей. На самом деле некоторые протестантские общины совершают над детьми крещение. Какие это общины?
ПравильноКомментарий: Лютеранские. Признавая детское Крещение, лютеране обычно ссылаются на:
а) неосознанную веру, которую имеет младенец (Лютер писал, что вера же не исчезает, когда человек спит);
б) на утверждение, что ребенок крестится по вере родителей (по вере Церкви, как говорят лютеране).
Более того, Лютер писал, что с Крещением младенцев мы не должны медлить, ибо можем быть уверены в их вере больше, нежели в вере взрослых: если последние могут сознательно сопротивляться благодати Божией, то у младенцев сознательного сопротивления быть не может.НеправильноКомментарий: Лютеранские. Признавая детское Крещение, лютеране обычно ссылаются на:
а) неосознанную веру, которую имеет младенец (Лютер писал, что вера же не исчезает, когда человек спит);
б) на утверждение, что ребенок крестится по вере родителей (по вере Церкви, как говорят лютеране).
Более того, Лютер писал, что с Крещением младенцев мы не должны медлить, ибо можем быть уверены в их вере больше, нежели в вере взрослых: если последние могут сознательно сопротивляться благодати Божией, то у младенцев сознательного сопротивления быть не может. -
Задание 23 из 30
23. Вопрос:
Миропомазание по преимуществу:
ПравильноКомментарий: Правильно «является Таинством усыновления (удочерения) человека Богу«. О истории осмысления Таинства Миропомазания приведем небольшую справку:
Первоначально как на Востоке, так и на Западе Миропомазание понималось как сообщение крещаемому дара Духа Святого. Однако постепенно на Западе акцент в понимании Миропомазания переносился на идею восполнения, или усовершения, Крещения через конфирмацию. Эта тенденция еще ясней проявилась с усвоением самого термина confirmatio, который был впервые употреблен (в глагольной форме) Папой Львом Великим.
«С момента окончательного утверждения этого термина на Западе становится все очевиднее, что конфирмация необходима потому, что в самом Крещении чего-то недостает: или в крещальном обряде, или в том, кто принимает Крещение (например, недостаточный возраст). Это открыло дорогу к новому пониманию конфирмации, согласно которому главное в ней — возможность ответа со стороны взрослого верующего, особенно в том случае, если он был крещен в детстве.
Вся эта история конфирмации на Западе развивалась в русле другой важной эволюции — отделения “водного крещения” от Крещения “Духом”, которое произошло в середине III в. в ходе спора о крещении еретиков. Как только эти два крещения были разделены, конфирмация — отождествляемая со вторым — стала самодостаточным актом и приобрела значение необходимого завершения первого.
Для Востока такое развитие идеи осталось чуждым. Миропомазание не мыслилось как усовершение Крещения, напротив, усовершением называлось само Крещение, на Востоке же Миропомазание понимали именно как помазание (chrisma), которое воспринял Христос — Christos (греч. Помазанник) и которое как преемники Христовы получаем и мы. Бог нас «предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим. 8, 29). В Миропомазании на нас изливается благодать Духа Святого, помазующая нас и уподобляющая Самому Сыну Божию. «Воистину Бог, предопределивший нас во усыновление, соделал нас сообразными славному телу Христа. Будучи же причастниками Христа, вы по праву именуетесь “христами”», — пишет святитель Кирилл Иерусалимский.
Итак, помазание Миром — дар сыновства Богу!Материалы для изучения: Миропомазание
НеправильноКомментарий: Правильно «является Таинством усыновления (удочерения) человека Богу«. О истории осмысления Таинства Миропомазания приведем небольшую справку:
Первоначально как на Востоке, так и на Западе Миропомазание понималось как сообщение крещаемому дара Духа Святого. Однако постепенно на Западе акцент в понимании Миропомазания переносился на идею восполнения, или усовершения, Крещения через конфирмацию. Эта тенденция еще ясней проявилась с усвоением самого термина confirmatio, который был впервые употреблен (в глагольной форме) Папой Львом Великим.
«С момента окончательного утверждения этого термина на Западе становится все очевиднее, что конфирмация необходима потому, что в самом Крещении чего-то недостает: или в крещальном обряде, или в том, кто принимает Крещение (например, недостаточный возраст). Это открыло дорогу к новому пониманию конфирмации, согласно которому главное в ней — возможность ответа со стороны взрослого верующего, особенно в том случае, если он был крещен в детстве.
Вся эта история конфирмации на Западе развивалась в русле другой важной эволюции — отделения “водного крещения” от Крещения “Духом”, которое произошло в середине III в. в ходе спора о крещении еретиков. Как только эти два крещения были разделены, конфирмация — отождествляемая со вторым — стала самодостаточным актом и приобрела значение необходимого завершения первого.
Для Востока такое развитие идеи осталось чуждым. Миропомазание не мыслилось как усовершение Крещения, напротив, усовершением называлось само Крещение, на Востоке же Миропомазание понимали именно как помазание (chrisma), которое воспринял Христос — Christos (греч. Помазанник) и которое как преемники Христовы получаем и мы. Бог нас «предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим. 8, 29). В Миропомазании на нас изливается благодать Духа Святого, помазующая нас и уподобляющая Самому Сыну Божию. «Воистину Бог, предопределивший нас во усыновление, соделал нас сообразными славному телу Христа. Будучи же причастниками Христа, вы по праву именуетесь “христами”», — пишет святитель Кирилл Иерусалимский.
Итак, помазание Миром — дар сыновства Богу!Материалы для изучения: Миропомазание
-
Задание 24 из 30
24. Вопрос:
Таинство Миропомазания называется так потому, что:
-
Задание 25 из 30
25. Вопрос:
Миропомазание над человеком может совершаться максимум:
ПравильноКомментарий: Как это ни странно, но… 2 раза. Напомним, что миром помазывались православные цари и царицы при возведении на царство. То есть они получают первое помазание, как и все христиане, при крещении, а второе – при возведении на трон. Кстати, теоретически каждый из нас может стать православным царем.
НеправильноКомментарий: Как это ни странно, но… 2 раза. Напомним, что миром помазывались православные цари и царицы при возведении на царство. То есть они получают первое помазание, как и все христиане, при крещении, а второе – при возведении на трон. Кстати, теоретически каждый из нас может стать православным царем.
-
Задание 26 из 30
26. Вопрос:
Во время Таинства Миропомазания человек помазывается святым миром:
ПравильноКомментарий: Один раз, но помазываются разные члены его тела: лицо, руки, ноги.
Материалы для изучения: Фотоальбом о Таинствах Крещения и Миропомазания
НеправильноКомментарий: Один раз, но помазываются разные члены его тела: лицо, руки, ноги.
Материалы для изучения: Фотоальбом о Таинствах Крещения и Миропомазания
-
Задание 27 из 30
27. Вопрос:
Таинство Крещения не совершается:
ПравильноКомментарий: Крестины можно совершать в любой период церковного года.
НеправильноКомментарий: Крестины можно совершать в любой период церковного года.
-
Задание 28 из 30
28. Вопрос:
«Крещением слезами» символически называли:
ПравильноКомментарий: В христианских источниках последующего периода (IV-VIII вв.) термин «крещение» начали употреблять и в других значениях. В частности, подвиг покаяния и Таинство исповеди стали называть «крещением слезами». Иоанн Дамаскин насчитывает восемь значений, в которых термин «крещение» употребляется в восточно- христианской литературе: Первое крещение было крещение потопом для истребления греха. Второе — крещение морем и облаком, ибо облако — символ духа, а море — воды. Третье — крещение по закону (Моисееву), ибо всякий нечистый омывался водою, вымывал одежды и таким образом входил в стан. Четвертое — крещение Иоанново… Пятое — Крещение Господне, которым Он Сам крестился… И мы крещаемся совершенным крещением Господним, т.е. водою и Духом. Шестое есть крещение через покаяние и слезы, поистине многотрудное. Седьмое есть крещение кровью и мученичеством, каким ради нас крестился и Сам Христос, — как самое славное и блаженное, которое не оскверняется последующими сквернами. Восьмое и последнее — не спасительное, но истребляющее порок, ибо после него порок и грех не будут уже иметь силы, и наказывающее бесконечно.
митрополит Иларион (Алфеев)НеправильноКомментарий: В христианских источниках последующего периода (IV-VIII вв.) термин «крещение» начали употреблять и в других значениях. В частности, подвиг покаяния и Таинство исповеди стали называть «крещением слезами». Иоанн Дамаскин насчитывает восемь значений, в которых термин «крещение» употребляется в восточно- христианской литературе: Первое крещение было крещение потопом для истребления греха. Второе — крещение морем и облаком, ибо облако — символ духа, а море — воды. Третье — крещение по закону (Моисееву), ибо всякий нечистый омывался водою, вымывал одежды и таким образом входил в стан. Четвертое — крещение Иоанново… Пятое — Крещение Господне, которым Он Сам крестился… И мы крещаемся совершенным крещением Господним, т.е. водою и Духом. Шестое есть крещение через покаяние и слезы, поистине многотрудное. Седьмое есть крещение кровью и мученичеством, каким ради нас крестился и Сам Христос, — как самое славное и блаженное, которое не оскверняется последующими сквернами. Восьмое и последнее — не спасительное, но истребляющее порок, ибо после него порок и грех не будут уже иметь силы, и наказывающее бесконечно.
митрополит Иларион (Алфеев) -
Задание 29 из 30
29. Вопрос:
15 ноября празднуется память мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341–345). Во время их мучений, видя чудеса, совершавшиеся по молитвам святых мучеников, многие уверовали во Христа и исповедали свою веру. Святые прославили Бога и призвали уверовавших принять Крещение. Каким образом призвали святые мученики креститься новообращённых?
ПравильноКомментарий: Канонически Таинство Крещения должно совершаться посредством погружения в воду.
Древняя церковь знала так называемое крещение кровью, но это было исключение из общего правила, вызванное особо-трагическими временами: во время гонения и перед лицом неминуемой смерти. Тот, кто не успел при жизни креститься, но погибал мученически за веру во Христа, считался крещеным в силу своего мученичества.
Бывали в Церкви и исключительные случаи крещения песком (при отсутствии воды). В случае крещения песком было все то же самое, что есть в обычном Таинстве Крещения (вера, покаяние, крещальная формула) за исключением воды.
Случай крещения дождём имеет единичным источником данное житие.Материалы для изучения: Жития мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними
НеправильноКомментарий: Канонически Таинство Крещения должно совершаться посредством погружения в воду.
Древняя церковь знала так называемое крещение кровью, но это было исключение из общего правила, вызванное особо-трагическими временами: во время гонения и перед лицом неминуемой смерти. Тот, кто не успел при жизни креститься, но погибал мученически за веру во Христа, считался крещеным в силу своего мученичества.
Бывали в Церкви и исключительные случаи крещения песком (при отсутствии воды). В случае крещения песком было все то же самое, что есть в обычном Таинстве Крещения (вера, покаяние, крещальная формула) за исключением воды.
Случай крещения дождём имеет единичным источником данное житие.Материалы для изучения: Жития мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними
-
Задание 30 из 30
30. Вопрос:
Что значит «клиническое крещение»?
ПравильноКомментарий: Крещение посредством окропления водой в древности применялся к больным или слабым людям, поэтому его называли «клиническим» (постельным) крещением (baptismus clinicorum).
Двенадцатое правило Неокесарийского собора (после 314 г.) гласит: «Тот, кто принял «клиническое» крещение, не может стать священником, потому что его вера была не от свободного выбора, но из необходимости (из страха смерти), если позже он не преуспеет в рвении и вере или не будет недостатка способных людей».НеправильноКомментарий: Крещение посредством окропления водой в древности применялся к больным или слабым людям, поэтому его называли «клиническим» (постельным) крещением (baptismus clinicorum).
Двенадцатое правило Неокесарийского собора (после 314 г.) гласит: «Тот, кто принял «клиническое» крещение, не может стать священником, потому что его вера была не от свободного выбора, но из необходимости (из страха смерти), если позже он не преуспеет в рвении и вере или не будет недостатка способных людей».
(876)
Комментарий: Правильно от слова Христос. В старинных рукописях крещение называется хрещением. Если попытаться понять точный смысл современного слова «крещение», то оно означает мистерия Христа, действо Христа.